Структура бюджетной системы в странах с различным государственным устройством

 

Традиционно под бюджетной системой понимают основанную на экономических отношениях и государственном устройстве, регули­руемую нормами права совокупность бюджетов различных уровней.

Структура бюджетной системы обусловлена формой государст­венного устройства, под которой понимаются внутреннее строение государства, деление его на составные части и система взаимоотно­шений между ними на основе распределения властных полномочии и суверенитета между центром и территориальными образованиями.

По форме государственного устройства страны подразделяются на две группы: простые (унитарные) и сложные.

Простое (унитарное) го­сударство — это единое, централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц (округов, дист­риктов, областей, краев и т. п.), не имеющих в своем составе других государств или государственных образований.

Сложные — это государ­ства, которые представляют собой либо союз государств, либо общ­ность относительно самостоятельных территориальных (государствен­ных) образований. Примерами сложных государств служат федерация, конфедерация, империя, т. е. насильствен­но создаваемое государство; наиболее распространенной формой явля­ется федерация.

Унитаризм пришел на смену феодальной раздробленности и сыг­рал исторически прогрессивную роль в развитии государственности. Унитарная форма государственного устройства рассматривается как наиболее распространенная форма государственной организации. Не случайно большая часть современных государств являются уни­тарными.

Можно выделить следующие основные особенности унитарного государства.

Во-первых, структурными единицами такого государства являют­ся районы, города, края, области и другие административно-террито­риальные образования. Степень их зависимости от центральной вла­сти может быть различной. С этой точки зрения они подразделяют­ся на централизованные и децентрализованные.

В централизованном государстве существует достаточно высокая степень зависимости ре­гионов от центральной власти (Франция, Турция и др.).

В децентра­лизованном государстве структурные образования наделяются значи­тельно более высокой компетенцией (круг вопросов, которые они могут решать без вмешательства центральной власти), однако собст­венным суверенитетом не обладают (Италия, Япония и др.).

В ряде современных унитарных государств допускается существование ад­министративной автономии. Так, в Великобританию в качестве административных автономий входят Шотландия и Северная Ирлан­дия (Ольстер). Испания кроме национальный автономии (страна Басков и Каталония) включает целый ряд территориальных автоно­мий. Объем полномочий автономий в простых государствах, как пра­вило, значит меньше, чем объем полномочий соответствующих обра­зований в федерациях.

Во-вторых, существует единая для всей страны система высших представительных, исполнительных, судебных и контрольных орга­нов. Степень подконтрольности органов административно-территори­альных образований органам центральной власти зависит от степени централизации унитарного государства.

В отличие от унитарного государства федерация (от позднелат. foederatio— объединение, союз) характеризуется следующими чертами.

Во-первых, она состоит из различных государственных образова­ний (республики, штаты, провинции, земли, кантоны и др.), являю­щихся субъектами федерации и имеющих свое собственное админи­стративно-территориальное деление.

Во-вторых, предполагается существование двух систем высших органов государственной власти: федеральных органов и соответствую­щих органов членов федерации. Федеральные органы осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны, органы субъектов федерации — лишь в пределах своей территории. Разграни­чение предметов ведения и полномочий центра и субъектов осуществ­ляется, как правило, путем их закрепления в конституции.

Подобное разграничение осуществляется двояким образом: в одних государствах (Бразилия, Мексика, Канада) закрепляется исключительная компетен­ция федерального центра и исключительная компетенция субъектов; в других (Россия, Индия, Германия) наряду с исключительной компе­тенцией закрепляется также совместная компетенция центра и регио­нов.

Кроме того, в отдельных государствах, в частности в Российской Федерации, имеют место двусторонние договоры о разграничении экономических полномочий между центром и конкретным субъектом федерации. В зависимости от объема полномочий различных субъек­тов федерации их подразделяют на симметричные и асимметричные. В симметричных федерациях субъекты равноправны, в асимметрич­ных — нет (например, Россия).

В-третьих, субъекты федерации могут иметь свою конституцию (конституционный устав), систему законодательства, иногда — судеб­ную систему (в России не допускается). При этом запрещается соз­давать свои вооруженные силы и вводить региональные деньги.

В-четвертых, государственное управление осуществляется, как пра­вило, с помощью двухпалатного федерального парламента, верхняя палата которого формируется из представителей субъектов федерации и призвана выражать их интересы.

В-пятых, федерации могут строиться по трем признакам: нацио­нальному,  национально-территориальному, территориальному.   При этом в основе их построения может лежать как один признак, на­пример территориальный (США, ФРГ) или национальный (СССР), так и их совокупность (Российская Федерация). Эти черты опреде­ляют структуру и особенности функционирования бюджетной систе­мы страны.

В унитарных (единых) государствах бюджетная система состоит из двух уровней — государственный бюджет и местные бюджеты (их доходы и расходы не входят в федеральный бюджет, формируются и используются территориями самостоятельно). В качестве примера можно упомянуть о бюджетной системе Великобритании.

В федеративных государствах бюджетная система является, как правило, трехуровневой — государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства), бюджеты членов федерации (штатов — в США, земель (ландов) — в ФРГ, провин­ций — в Канаде), местные бюджеты. Все бюджетные уровни сущест­вуют самостоятельно и не входят по доходам и расходам в выше­стоящие бюджеты.

Для ранних стадий развития буржуазного государства характерна зависимость государственного бюджета от местных бюджетов. При этом государственный бюджет часто не имел собственных ис­точников доходов и покрывал свои расходы за счет взносов отдель­ных штатов (США). С развитием производительных сил, усложнени­ем хозяйственных связей роль центральной власти и государственно­го бюджета стала возрастать, что в наибольшей степени проявилось после Второй мировой войны в связи с необходимостью глобального обновления основного капитала и структурных преобразований в экономике.

За бюджетами различных уровней закрепились и свои источники доходов. В государственный бюджет традиционно направляются крупнейшие налоги — подоходный налог с населения, налог на при­быль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость (кроме США); таможенные пошлины; средства от государственных займов; доходы от использования объектов государственной собственности.

Доходы местных бюджетов формируются, как правило, из второ­степенных, в основном поимущественных налогов, а также за счет от­дельных акцизов и сборов. Неналоговые поступления традиционно складываются из доходов от эксплуатации муниципальной собствен­ности, от различных административных сборов и выдачи местных на­логовых лицензий. В бюджетах субфедерального уровня в различных странах преобладают те или иные виды налогов — косвенные налоги в бюджетах штатов США (налог на продажи, налог на валовую выруч­ку), прямые налоги в бюджетах земель ФРГ (подоходный налог, на­лог на прибыль корпораций, на имущество, налог с наследства).

Определились взаимоотношения различных уровней бюджетной системы. Модели их также разнообразны. Традиционно вышестоя­щие бюджеты поддерживают бюджеты нижестоящих уровней и соот­ветственно направляют средства в виде субсидий, субвенций и дотаций.

Интересен опыт долевого финансирования местных органов власти Великобритании: текущие расходы в значительных объемах финансируются из Консолидиро­ванного фонда в форме дотаций и целевых субсидий, а финансиро­вание капитальных затрат осуществляется из Национального фонда займов под рыночный процент и в строго лимитированных размерах.

В Японии местные бюджеты получают только субсидии, но помимо этого государство перепоручает местным властям часть расходов строго целевого назначения (строительство портов, гидроэлектро­станций, ликвидацию последствий стихийных бедствий и т. п.), это позволяет повысить эффективность ... читать далее ...

 

Искать на сайте

Забавное фото

1278878961_1.jpeg

Интересное

Яндекс.Метрика