Таможенная политика России

 

Рыночные реформы в России начались с либерализации внешне­экономической деятельности, что подразумевало обеспечение свобод­ного выхода отдельных товаропроизводителей на международный рынок, повышение заинтересованности предприятий и организаций в выпуске конкурентоспособной продукции и эффективном использо­вании иностранных инвестиций и кредитов, переход к единому ры­ночному курсу рубля и формирование валютного рынка.

Уже в первом полугодии 1992 г. начала реализовываться либе­ральная внешнеторговая политика. С 15 января 1992 г. в соответст­вии с постановлением Правительства РФ № 32 «О таможенных по­шлинах на импортные товары» было отменено взимание пошлин и других сборов, кроме платы за таможенные процедуры при ввозе то­варов на территорию России. Это было обусловлено необходимостью насыщения товарами дефицитного потребительского рынка.

Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 630 «О временном импортном таможенном тарифе» установил с 1 июля 1992 г. ставки импортных пошлин в размере от 5 до 25% таможенной стоимости ввозимых товаров. Однако существенное падение спроса на отечест­венную продукцию и углублявшийся экономический спад потребова­ли увеличения масштаба ставок.

Указ Президента РФ от 7 августа 1992 г. № 825 «О частичном изменении временного импортного та­моженного тарифа» предусматривал трехкратное общее повышение ставки импортного тарифа и полуторакратное повышение на некото­рые товары, по которым стали применяться специальные ставки.

Помимо пошлин с 1 февраля 1993 г. начали взиматься НДС и акциз на отдельные товары (НДС взимался по ставке 20%, акциз — от 10 до 90%).

Вместе с тем на ряд сырьевых товаров и, прежде всего, на энергоносители в 1992 г. были введены экспортные пошлины. Цель этой меры — сдерживание внутренних цен на энергию и сырье ниже ми­ровых для постепенной адаптации отечественных предприятий к от­крытию национальной экономики; уменьшение инфляции издержек; изъятие для общественных нужд дифференциальной ренты, которая в противном случае присваивалась бы экспортерами или зарубежны­ми потребителями; ограничение предложения сырьевых товаров на мировом рынке для предотвращения падения цен.

В 2000 г. экспортные пошлины взимались при вывозе из России нефти, нефтепродуктов, газа, минеральных удобрений, бумаги, карто­на, жемчуга, драгоценных камней и драгметаллов, алюминия, черных металлов, отходов и лома цветных металлов.

Отметим, что на величину таможенных доходов влияют не толь­ко характер таможенной политики РФ, размеры ставок таможенных пошлин, но и в существенной мере конъюнктура мировых рынков.

Верховный Совет РФ Законом от 21 мая 1993 г. №5003-1 «О та­моженном тарифе», разработанном в соответствии с принципами ГАТТ/ВТО, определил содержание и характер действия таможенного тарифа РФ. Законом РФ от 18 июня 1993 г. №5221-1 был введен в действие Таможенный кодекс РФ.

Согласно российскому законодательству, основными целями взимания тамо­женного тарифа являются: 1) рационализация товарной структуры ввоза товаров в Россию; 2) поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации; 3) создание условий для прогрессивных из­менений в структуре производства и потребления товаров; 4) защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; 5) обеспечение условий для эффективной интеграции России в мировую экономику.

Закон РФ «О таможенном тарифе» закрепляет целостность эконо­мического пространства и обеспечивает единство таможенной полити­ки, таможенного законодательства и таможенной службы. Предусмат­ривается верховенство норм международных соглашений, участницей которых является Россия, над положениями, содержащимися в зако­не, т. е. подтверждается главенство международного права над нацио­нальным.

Законом предусмотрено, что в нашей стране применяются адва­лорные, специфические и комбинированные виды ставок пошлин. Особыми видами пошлин являются специальные, антидемпинговые и компенсационные. Закон устанавливает порядок и методологию таможенного обложения, важнейшие торгово-политические условия таможенного тарифа и связанные с этим действия субъектов внеш­неэкономической деятельности.

Таможенные пошлины, как и любые внутренние налоги, имеют определенные льготы. Они не носят индивидуального характера и определяются законом. Полностью освобождаются от пошлины:

  • транспортные средства для международных перевозок пассажи­ров и грузов;
  • предметы материально-технического снабжения, вывозимые для обеспечения деятельности российских судов, ведущих морской про­мысел, а также ввозимая продукция их промысла;
  • товары, ввозимые или вывозимые для официального или лич­ного пользования представителями иностранных государств, физиче­скими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких пред­метов на основании международных соглашений;
  • валюта и ценные бумаги, но положение не распространяется на ввоз или вывоз, осуществляемый в нумизматических целях;
  • товары, подлежащие обращению в собственность государства;
  • товары, представляющие собой гуманитарную помощь;
  • товары, предназначенные для оказания технического содействия;
  • товары, перемещаемые под таможенным контролем в режиме транзита и предназначенные для третьих стран;
  • товары, перемещаемые через таможенную границу физическими лицами и не предназначенные для производственной или иной ком­мерческой деятельности.

Законом РФ «О таможенном тарифе» допускается установление преференций в виде освобождения от пошлин, снижения ставок по­шлин или установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров. Такие меры применяются к государствам, образую­щим вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз. Применяются преференции и к товарам из разви­вающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации.

При осуществлении торговой политики Российской Федерации допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины или в исключи­тельных случаях — освобождения от пошлины.

Таможенный кодекс РФ устанавливает порядок организации и деятельности таможенных органов, механизм и правила таможенного контроля.

К компетенции таможенных органов (к ним, помимо ФТС Рос­сии, относятся региональные таможенные управления, таможни и та­моженные посты) как сборщика налогов относятся следующие пол­номочия:

а) по сбору таможенных платежей;

б) по предоставлению отсрочек и рассрочек уплаты таможенных платежей;

в) по приня­тию мер для уплаты таможенных платежей и выбору способа обес­печения;

г) по принудительному взысканию таможенных платежей;

д) по привлечению к ответственности за неуплату и несвоевремен­ную уплату таможенных платежей;

е) по возврату излишне упла­ченных или взысканных таможенных платежей;

ж) по определению объекта налога (принимает решение о правильности заявленной дек­ларантом таможенной стоимости).

 

Искать на сайте

Забавное фото

1312121267_funny-bears-14.jpeg
Яндекс.Метрика