Рыночные реформы в России начались с либерализации внешнеэкономической деятельности, что подразумевало обеспечение свободного выхода отдельных товаропроизводителей на международный рынок, повышение заинтересованности предприятий и организаций в выпуске конкурентоспособной продукции и эффективном использовании иностранных инвестиций и кредитов, переход к единому рыночному курсу рубля и формирование валютного рынка.
Уже в первом полугодии 1992 г. начала реализовываться либеральная внешнеторговая политика. С 15 января 1992 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ № 32 «О таможенных пошлинах на импортные товары» было отменено взимание пошлин и других сборов, кроме платы за таможенные процедуры при ввозе товаров на территорию России. Это было обусловлено необходимостью насыщения товарами дефицитного потребительского рынка.
Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 630 «О временном импортном таможенном тарифе» установил с 1 июля 1992 г. ставки импортных пошлин в размере от 5 до 25% таможенной стоимости ввозимых товаров. Однако существенное падение спроса на отечественную продукцию и углублявшийся экономический спад потребовали увеличения масштаба ставок.
Указ Президента РФ от 7 августа 1992 г. № 825 «О частичном изменении временного импортного таможенного тарифа» предусматривал трехкратное общее повышение ставки импортного тарифа и полуторакратное повышение на некоторые товары, по которым стали применяться специальные ставки.
Помимо пошлин с 1 февраля 1993 г. начали взиматься НДС и акциз на отдельные товары (НДС взимался по ставке 20%, акциз — от 10 до 90%).
Вместе с тем на ряд сырьевых товаров и, прежде всего, на энергоносители в 1992 г. были введены экспортные пошлины. Цель этой меры — сдерживание внутренних цен на энергию и сырье ниже мировых для постепенной адаптации отечественных предприятий к открытию национальной экономики; уменьшение инфляции издержек; изъятие для общественных нужд дифференциальной ренты, которая в противном случае присваивалась бы экспортерами или зарубежными потребителями; ограничение предложения сырьевых товаров на мировом рынке для предотвращения падения цен.
В 2000 г. экспортные пошлины взимались при вывозе из России нефти, нефтепродуктов, газа, минеральных удобрений, бумаги, картона, жемчуга, драгоценных камней и драгметаллов, алюминия, черных металлов, отходов и лома цветных металлов.
Отметим, что на величину таможенных доходов влияют не только характер таможенной политики РФ, размеры ставок таможенных пошлин, но и в существенной мере конъюнктура мировых рынков.
Верховный Совет РФ Законом от 21 мая 1993 г. №5003-1 «О таможенном тарифе», разработанном в соответствии с принципами ГАТТ/ВТО, определил содержание и характер действия таможенного тарифа РФ. Законом РФ от 18 июня 1993 г. №5221-1 был введен в действие Таможенный кодекс РФ.
Согласно российскому законодательству, основными целями взимания таможенного тарифа являются: 1) рационализация товарной структуры ввоза товаров в Россию; 2) поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации; 3) создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров; 4) защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; 5) обеспечение условий для эффективной интеграции России в мировую экономику.
Закон РФ «О таможенном тарифе» закрепляет целостность экономического пространства и обеспечивает единство таможенной политики, таможенного законодательства и таможенной службы. Предусматривается верховенство норм международных соглашений, участницей которых является Россия, над положениями, содержащимися в законе, т. е. подтверждается главенство международного права над национальным.
Законом предусмотрено, что в нашей стране применяются адвалорные, специфические и комбинированные виды ставок пошлин. Особыми видами пошлин являются специальные, антидемпинговые и компенсационные. Закон устанавливает порядок и методологию таможенного обложения, важнейшие торгово-политические условия таможенного тарифа и связанные с этим действия субъектов внешнеэкономической деятельности.
Таможенные пошлины, как и любые внутренние налоги, имеют определенные льготы. Они не носят индивидуального характера и определяются законом. Полностью освобождаются от пошлины:
Законом РФ «О таможенном тарифе» допускается установление преференций в виде освобождения от пошлин, снижения ставок пошлин или установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров. Такие меры применяются к государствам, образующим вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз. Применяются преференции и к товарам из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации.
При осуществлении торговой политики Российской Федерации допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины или в исключительных случаях — освобождения от пошлины.
Таможенный кодекс РФ устанавливает порядок организации и деятельности таможенных органов, механизм и правила таможенного контроля.
К компетенции таможенных органов (к ним, помимо ФТС России, относятся региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты) как сборщика налогов относятся следующие полномочия:
а) по сбору таможенных платежей;
б) по предоставлению отсрочек и рассрочек уплаты таможенных платежей;
в) по принятию мер для уплаты таможенных платежей и выбору способа обеспечения;
г) по принудительному взысканию таможенных платежей;
д) по привлечению к ответственности за неуплату и несвоевременную уплату таможенных платежей;
е) по возврату излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей;
ж) по определению объекта налога (принимает решение о правильности заявленной декларантом таможенной стоимости).