В условиях нарастания интеграционных процессов в мире все большее значение приобретают мировые валютные системы и рынки.
Наличие национальных валют, с одной стороны, и неуклонное расширение межстрановых финансово-экономических связей, с другой стороны, с неизбежностью приводят к необходимости упорядочения возникающих валютный отношений.
Это находит отражение, во-первых, в проведении каждой страной своей валютной политики как совокупности мер в области валютных отношений, осуществляемых государством в соответствии с собственными экономическими целями страны, и, во-вторых, в формировании валютных систем как государственно-правовых форм организации валютных отношений, имеющих целью обеспечение экономических интересов стран-участниц.
Существуют мировые (международные), региональные и национальные валютные системы, представляющие собой, в широком смысле, свод правил, регламентирующих денежные операции.
Точнее говоря, любая валютная система представляют собой совокупность строго определенных элементов, включающую:
а) форму общих денег (золото, резервные валюты, международные счетные единицы);
б) условия конвертируемости и взаимной конвертируемости валют;
в) режим определения валютного курса;
г) правила получения и использования общих кредитных средств;
д) правила проведения взаимных расчетов;
е) режим функционирования рынка золота и драгоценных металлов;
ж) статус института валютного регулирования;
з) объем валютных ограничений.
Международные валютные системы создаются и трансформируются в зависимости от изменения мировой конъюнктуры в области политики и экономики. В качестве примера наиболее известных мировых валютных систем можно упомянуть о Парижской (1867), Генуэзской (1922), Бреттон-Вудской (1944), Ямайской (1976); к региональным системам относятся Европейская (1979) и Российско-Белорусская (1997).
Важнейшим компонентом мировой валютной системы является международный валютный рынок. Он не существует в какой-то особо организованной форме, т. е. в виде единой биржи, и является, по существу, внебиржевым рынком, объединяющим национальные валютные рынки, соединенные между собой посредством системы международных банковских связей.
Важнейшим элементом любой валютной системы является совокупность валютных ограничений, таких, как:
Кроме того, валютные ограничения, являясь одним из инструментов валютной политики, выполняют свою функцию через лицензирование, дифференциацию счетов, временной и количественный контроль.
Большинство валютных операций в Российской Федерации подлежат лицензированию.
Лицензию на осуществление расчетов получают участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Лицензию на покупку-продажу иностранной валюты должны иметь валютные биржи. Лицензию на работу с наличной иностранной валютой могут получить только уполномоченные банки.
Юридические лица-резиденты могут приобретать и продавать иностранную валюту при соблюдении установленных правил.
Для контроля обоснованности, полноты и своевременности проведения операций покупки и продажи иностранной валюты юридическим лицам-резидентам открываются следующие счета:
текущий (для свободного использования в соответствии с Законом РФ от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и нормативными актами Банка России);
транзитный (для контроля поступлений и продажи иностранной валюты);
специальный транзитный (для контроля покупки и платежей в иностранной валюте).
Транзитные счета (обычный и специальный) являются счетами для учета совершаемых резидентом операций покупки, обратной и обязательной продажи иностранной валюты на валютном рынке. Эти счета открываются уполномоченным банком без участия резидента. В связи с этим для открытия данных счетов представление документа из налогового органа не требуется.
Проценты можно начислять только по остаткам на текущих счетах с зачислением на текущий счет, в той валюте, в которой он открыт. Проценты по остаткам на транзитных валютных счетах и специальных транзитных валютных счетах не начисляются.
Средства на транзитном и специальном транзитном счетах не могут находиться более семи дней. Экспортер может в течение семи дней разбивать экспортную выручку на части, т. е. осуществлять продажу по частям, однако вся сделка должна быть завершена в течение именно этого периода.
За российские рубли иностранная валюта может быть приобретена юридическими лицами-резидентами в следующих целях:
Часть поступлений в иностранной валюте от нерезидентов на счета организаций и физических лиц подлежит обязательной продаже. Ее размер с августа 2001 г. составляет 50% суммы валютной выручки. Оставшаяся часть экспортной валютной выручки зачисляется на текущий валютный счет юридического лица-резидента и может использоваться на любые цели в соответствии с законодательством; в том числе она может быть продана за рубли на внутреннем валютном рынке.
Обязательная и обратная продажа иностранной валюты уполномоченными банками согласно регулятивам Банка России осуществляется исключительно на Единой торговой сессии межбанковских валютных бирж (ETC). Предельно возможное отклонение валютного курса на ETC по сравнению с предыдущими торгами составляет ±15%.
Таким образом, валютные ограничения являются, с одной стороны, элементом валютной системы, а с другой — инструментом валютной политики. Они связаны с введением различных видов ограничений на проведение валютных операций.
К валютным операциям относятся:
а) операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
б) ввоз и пересылка валютных ценностей в России и за пределы страны;
в) осуществление международных денежных переводов;
г) расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации.
Валютные операции делятся на текущие и связанные с движением капитала.
К текущим валютным операциям относятся:
1) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней;
2) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;
3) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;
4) переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.
К валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся:
1) прямые и портфельные инвестиции;
2) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;
3) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности);
4) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;
5) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.
Текущие валютные операции осуществляются резидентами без ограничений. Валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом Банком России. При этом такой вид операций, как предоставление и получение резидентами отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту, определяется Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ.
На протяжении всего периода деятельности Банка России этот порядок постоянно видоизменялся. С выходом Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» Банк России подтвердил принятые ранее Госбанком СССР нормы о валютных операциях, связанных с движением капитала. Все расчеты в иностранной валюте между резидентами и нерезидентами — юридическими лицами, не относящиеся к текущим валютным операциям, допускаются только с разрешения Банка России.
Для некоторых видов расчетов между юридическими лицами-резидентами устанавливается свободный порядок их проведения. Эти случаи связаны с посредническими операциями во внешнеэкономической деятельности, представляют собой оплату услуг транспортных, страховых, экспедиторских организаций, предоставляемых при экспорте и импорте товаров, а также расчеты при получении и погашении коммерческого или банковского кредита. В иных ситуациях требуется разрешение Банка России.
Так, изначально Банком России был установлен наиболее жесткий режим проведения валютных операций, связанных с движением капитала. За рядом исключений на каждую операцию резиденту необходимо было иметь разрешение Банка России.
Далее, Банк России регламентирует порядок реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту. Устанавливается, что прием иностранной валюты может осуществляться организациями, получившими статус уполномоченных предприятий. Такой статус присваивается путем выдачи лицензий территориальными учреждениями Банка России. Использование иностранной валюты ограничивается определением перечня товаров (работ, услуг), которые могут быть реализованы за иностранную валюту.
В 1994 г. в связи с решением Правительства о секьюритизации долга Внешэкономбанка Банком России были разрешены свободное обращение на территории Российской Федерации облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа, а также оплата в иностранной валюте денежных обязательств, возникающих в процессе обращения данных облигаций.
В этом же году Банк России допускает свободный порядок осуществления переводов арбитражных сборов в иностранной валюте в пользу Арбитражного суда и Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации при рассмотрении споров по договорам с нерезидентами, предполагающим платежи в иностранной валюте.
В 1997 г. был поэтапно введен запрет на расчеты в иностранной валюте за реализуемые физическим лицам товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации. Это отвечало задачам укрепления национальной денежной единицы. Допуск иностранной валюты в обслуживание расчетов на внутреннем рынке товаров и услуг был приемлем только в условиях слабой развитости данного рынка.
Во второй половине 90-х годов Банк России значительно либерализовал порядок проведения внешних расчетов и усовершенствовал процедуры выдачи разрешений на отдельные валютные операции, связанные с движением капитала.
Сначала были сняты ограничения на расчеты в иностранной валюте по договорам страхования (перестрахования) между страховщиками-резидентами и организациями-нерезидентами, а также по перестрахованию между перестрахователями-резидентами и перестраховщиками-нерезидентами.
Страховые организации осуществляют обязательную продажу части экспортной выручки отдельно по каждому контракту после его завершения. Указанная обязательная продажа производится в течение семи календарных дней, отсчитываемых с начала первого месяца, следующего за отчетным кварталом, независимо от даты поступления выручки.
Одновременно с поручением на обязательную продажу валюты страховые организации представляют в уполномоченные банки расчет, в котором указываются суммы поступлений и суммы платежей, осуществляемые с транзитных валютных счетов (до осуществления обязательной продажи в соответствии с действующим законодательством).
Затем на свободный режим переводится целый блок валютных операций, связанных с движением капитала:
1) оплата вступительных и членских взносов в международных организациях, участником которых является Российская Федерация, и в международных неправительственных, организациях;
2) оплата участия в международных культурных мероприятиях, проводимых на территории иностранных государств;
3) получение платежей от нерезидентов за их участие в культурных мероприятиях, проводимых в Российской Федерации;
4) получение некоммерческими организациями добровольных и безвозмездных пожертвований;
5) расчеты по договорам страхования между резидентами и страховщиками-нерезидентами;
6) оплата подписок на иностранные периодические издания;
7) оплата нерезидентам обучения и лечения физических лиц;
8) оплата расходов административных органов иностранных государств;
9) получение резидентами — административными органами платежей от нерезидентов;
10) расчеты с нерезидентами в срок до 180 дней по экспорту и импорту воздушный, морских и речных судов, космических объектов;
11) получение платежей от нерезидентов за аренду воздушных, морских и речных судов, космических объектов;
12) оплата аренды за пределами Российской Федерации у нерезидентов воздушных, морских и речных судов, движимого имущества;
13) продажа (покупка) через уполномоченные банки иностранной валюты одного вида за иностранную валюту другого вида;
14) покупка векселей в иностранной валюте у уполномоченных банков;
15) возврат авансов и получение возвращаемых авансовых платежей по неисполненным экспортно-импортным контрактам;
16) оплата импортируемых товаров (работ, услуг) после ввоза в Российской Федерации (проведения, оказания) независимо от срока оплаты;
17) получение авансовых платежей за экспорт товаров (работ, услуг) независимо от срока до момента экспорта.
Тем самым Банк России устранил ограничения, существование которых мешает развитию нормальных внешнеэкономических отношений и в то же время не оказывает существенного положительного воздействия на выравнивание платежного баланса. По ряду операций отмена барьеров была направлена на улучшение социального климата в стране.
Те же цели преследовались и при издании нормативного акта, которым был регламентирован порядок проведения расчетов в иностранной валюте, основанных на зачете взаимных требований, между российскими судовладельцами, осуществляющими рыбный промысел, и нерезидентами, осуществляющими их агентское обслуживание.
С выходом данного документа российские рыболовецкие предприятия получили возможность без получения дополнительных разрешений проводить расчеты с зарубежными партнерами на условиях, сложившихся в мировой практике.
Свободный порядок проведения был распространен также на операции, предполагающие получение коммерческими организациями сумм от нерезидентов в виде дарения, пожертвований, иных безвозмездных и невозвратных поступлений, а также операции по предоставлению нерезидентами резидентам освобождения от обязанностей по уплате долга в иностранной валюте или поставке товара, оказания услуг, выполнения работ, передаче результатов интеллектуальной деятельности при получении иностранной валюты.
На безлицензионный порядок переведены валютные операции, связанные с привлечением и возвратом иностранных инвестиций.
Не требуется разрешение Банка России на зачисления иностранной валюты, поступающей от нерезидента, в оплату доли в уставном капитале этого резидента, а также по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности). В последнем случае возврат средств, ранее поступивших от нерезидента в оплату уставного капитала по договору простого товарищества (о совместной деятельности), осуществляется в рублях на счет нерезидента в уполномоченном банке.
Подчеркнем, что данное разрешение (указание) не зависит от организационно-правовой формы предприятия и касается только первичного размещения акций (долей), т. е. создания или увеличения уставного капитала.
Последними решениями были сняты барьеры для операций, положительно влияющих на платежный баланс страны.