Конкуренция как элемент механизма рыночной экономики

В результате взаимодействия спроса и предложения стихийно формируются относительно равновесные цены. На этот феномен обратили внимание А. Смит, Л. Вальрас, А. Маршалл и другие исследователи.

Здесь следует иметь в виду, что в принципе цена равновесия возможна только в ситуации идеально совершенной конкуренции.

Но в реальной экономике такие условия  обеспечить практически невозможно, т.е. подлинное рыночное равновесие цен осуществимо лишь абстрактно теоретически.

Механизм ценообразования помимо соотношения спроса и предложения включает в себя и такое явление, присущее рыночной экономике, как конкуренция.

Под конкуренцией как элементом механизма рыночной экономики обычно понимают состязательность, соревнование субъектов рыночных отношений за более благоприятные условия в сфере производства и обмена.

Эта общая характеристика конкуренции применима к любым формам ее проявления: совершенная и несовершенная; ценовая и неценовая; внутриотраслевая, межотраслевая и международная. Изменение спроса и предложения определяет степень конкурентоспособности производителей, остроту борьбы за покупателя и получение прибыли. Это непосредственным образом влияет на ценообразование.

Следует иметь в виду, что роль конкуренции не сводится к ее влиянию на ценообразование. Она гораздо шире.

Конкуренция является одной из функций рынка, движущей силой развития рыночной экономики. Ее созидательное значение проявляется в том, что она порождает своеобразное экономическое принуждение, заставляя производителей поддерживать высокий уровень деловой активности, искать все новые и новые возможности в сфере производства, непроторенные пути и незанятые ниши сбыта.

Однако конкуренцию сопровождают и отрицательные последствия. Она может привести к потере рынка и покупателя. Убыточность, разорение, банкротство, многих производителей — весьма распространенное явление.

Отметим также, что конкуренция порождает свою противоположность — монополию. При этом конкуренция и монополизм представляют собой две стороны одного и того же рыночного взаимодействия.

Конкуренция, с одной стороны, демонстрирует экономическую независимость товаропроизводителей, а с другой — приводит к созданию разного рода монополистических объединений. Тем самым она в ряде случаев активно формирует условия несовершенной конкуренции.

Монополистические объединения, ограничивая свободу честного соревнования между товаропроизводителями, обеспечивают себе устойчивое положение на рынке.

Изучение взаимодействия спроса, предложения и конкуренции, как основных инструментов ценообразования, позволяет вести результативный поиск элементов эффективного механизма рыночной саморегуляции воспроизводственного процесса.

Искать на сайте

Забавное фото

1312396716_8.jpeg
Яндекс.Метрика