Социальная функция занятости

Социальная функция занятости показывает зависимость всестороннего развития человека от занятости в различных ее видах, но прежде всего от занятости в экономике. Вместе с тем социальная функция занятости раскрывает и обратную связь. Ведь сама занятость ориентирована не только на достижение экономических и политических задач, но и на развитие самого человека как высшей ценности, как цели жизнедеятельности общества.

Всесторонне развитой человек обычно более активно и плодотворно участвует в управлении производством и обществом, в защите окружающей среды, в принятии решений, затрагивающих его жизнь, что отражает социальная функция занятости.

Все виды человеческой деятельности имеют социальную функцию, но особая роль принадлежит профессиональному труду в экономике. Труд является источником материального и духовного богатства, социального прогресса и развития человека. Обесценение труда, сведение его только к обеспечению условий существования обедняет жизнедеятельность человека, снижает его потребности, стимулы.

Ослабление трудовой мотивации было зарегистрировано социологами в 90-х гг. Оно негативно отражается на развитии производства, человека и общества. Об этом свидетельствуют падение ВВП, рост теневой экономики, криминогенной ситуации в стране.

Поэтому возвышая значение всех видов человеческой деятельности, нельзя недооценивать роль профессионального труда. Понятно при этом, что труд не должен быть принудительным, а стимулироваться атмосферой уважительного отношения к труду, достойным его вознаграждением.

В переходный период происходят изменения в формах собственности, а вместе с тем и определенная трансформация социальной функции труда. Об этом можно судить по тому, что появились новые секторы в экономике, связанные с частной собственностью и с частными собственниками, лицами ненаемного труда.

Господствовавший в течение многих десятилетий государственный сектор уступил первенство частному сектору по числу занятых в нем. Более чем в три раза увеличилась численность занятых в общественных организациях, фондах, предприятиях, созданных совместно с фирмами зарубежных стран, и при смешанной форме собственности.

В результате реформ, изменения структуры занятости появились новые классы и социальные слои населения. Возник класс капиталистов, олицетворяющий крупный (прежде всего финансовый и торговый капитал) и мелкий капитал (частные работодатели, владельцы мелких предприятий, торговых фирм, зажиточные фермеры), и класс наемных работников в традиционном (классическом) смысле этого слова, а также крестьяне и ремесленники, существующие за счет собственного труда.

Роль этих классов в трудовой деятельности изменилась. Так, капиталисты выступают в качестве организаторов производства, торговли, финансов, а наемные работники — в качестве исполнителя воли первого. Имеется и третий слой населения — самозанятые (крестьяне, ремесленники, лица свободных профессий). Они совмещают обе эти роли.

Переход к рыночным отношениям характеризуется также значительным увеличением доли населения, занятого в режиме неполного рабочего времени (неполной недели). Частные, особенно мелкие предприятия стараются уменьшить свои финансовые издержки, экономя на оплате труда.

Подобная практика ведет к ухудшению условий воспроизводства рабочей силы, к снижению ее качества. Вместе с тем для части населения (женщины, учащаяся молодежь, пенсионеры) такой режим работы позволяет участвовать в производстве, пополнять свои доходы, зарабатывать средства к существованию.

Происходят изменения в сфере образования, среди лиц занятых учебой. Во второй половине 2000-х гг. наметилась тенденция к росту их числа, особенно в ВУЗах. Увеличился прием в аспирантуру и докторантуру. Появились частные учебные заведения, лицеи, гимназии.

Эти изменения связаны как с высоким статусом образования, дающим более устойчивое положение в обществе, так и с проявившейся у образования новой функции — временной социальной защиты (от безработицы на 4—5 лет).

Этим можно объяснить факты получения образования по специальностям, не котирующимися сегодня на рынке труда. Определенную социальную функцию выполняет занятие домашним хозяйством, особенно воспитанием детей.

Новым социальным явлением для России за последние десятилетия стала безработица. Частично она выполняет позитивную социальную функцию. Перерыв в работе используется для переподготовки, повышения квалификации в целях занятости на новом рабочем месте.

В целом же безработица имеет тяжелые социальные последствия. Все увеличивающаяся доля граждан занимает маргинальное положение. Оставаясь без определенных занятий, она живет случайными заработками, прозябает в крайней нищете.

Возвращение таких безработных к полноценной жизни весьма затруднительно. Это значит, что отсутствие занятости (выполняемой ей социальной функции) ведет к негативным последствиям и для человека и для общества.

Таким образом, социальная функция занятости способствует развитию человека и общества и, наоборот, отсутствие занятости тормозит их развитие. Рынок труда самостоятельно не справляется с решением проблемы занятости. В этих целях нужна активная политика государства.

Искать на сайте

Забавное фото

1301580162_pod_76.jpeg
Яндекс.Метрика