Спрос и предложение как элементы механизма рыночной экономики

Рыночная экономика как система базируется на общественном разделении труда и экономической обособленности товаропроизводителей, стремящихся в обмене реализовать свои экономические интересы. Но рынок обладает и специфическим механизмом, координирующим поведение экономических субъектов, обеспечивающим самовоспроизводство и эффективность рыночных отношений.

Рассмотрим основные элементы механизма рыночной экономики.

Отношения между экономически независимыми друг от друга производителями и покупателями проявляются прежде всего в форме соотношения спроса и предложения. Эти отношения реализуются при помощи таких инструментов, как деньги, цены, конкуренция, а их результаты оцениваются в форме прибыли или убытка.

Рыночный спрос является важнейшим фактором увеличения или сокращения выпуска товаров. Производятся те товары, которые пользуются спросом, обеспечивая тем самым удовлетворение потребностей человека.

Спрос как экономическая категория отражает платежеспособные потребности участников рынка и их поведение в качестве покупателей товара по отношению к продавцам. Он выступает в виде спроса на факторы производства и спроса на предметы потребления и потребительские услуги.

Различают спрос на отдельные виды товаров (индивидуальный спрос) и совокупный спрос, характеризующий спрос на макроуровне.

В странах с развитой экономикой потребности любого экономического субъекта удовлетворяются при определенных основных условиях.

Преобладающая масса товаров и услуг реализуется на платной основе. Товары имеют заменители. Товары и их заменители конкурируют между собой на основе потребительских свойств и сопоставления затрат.

При прочих равных условиях выгоду получают те, у кого ниже издержки производства и выше качество продукции.

Спрос сам по себе выражает потребности покупателя. Степень же удовлетворения таких потребностей обусловлена объемом платежеспособного спроса, который зависит от многих причин.

Так, размеры спроса на потребительские товары определяются такими факторами, как уровень доходов населения, динамика цен, демографическая ситуация, капризы моды, убедительность и своевременность рекламы и т.д.

Однако главное, что при других одинаковых условиях определяет величину спроса — это цена на товары и услуги.

Первым ученым-экономистом, установившим обратную зависимость между объемом спроса и ценами на товары и услуги, был француз, профессор математики Антуан Огюстен Курно. Он обосновал эту зависимость в изданной в 1838 г. книге «Математические основы теории богатства».

К сожалению, ученый мир, в том числе и в самой Франции, не сумел по достоинству оценить этого открытия. А ведь именно Курно сформулировал закон постепенного убывания спроса и проиллюстрировал, как должна выглядеть графически убывающая кривая спроса.

Экономическая категория «предложение» характеризует поведение производителей товаров и услуг. Предложение носит индивидуальный или совокупный характер. В первом случае речь идет о микроуровне, во втором — о реальном объеме национального производства на макроуровне при различном уровне рыночных цен.

Объем предложения в решающей степени определяется возможностями производства и спросом на товары и услуги при данном уровне цен. Однако предложение товаров на рынке формируется не только за счет произведенной продукции, но и за счет товарных запасов и импорта.

Совокупный объем предложения товаров определяется множеством обстоятельств (факторов). Главными из них являются цены на ресурсы, издержки производства, уровень научно-технического прогресса, законодательство, влияющее на налоговую, таможенную, ценовую политику, стандартизацию продукции, а также прямое государственное регулирование процессов производства или обмена и др.

Все указанные факторы способствуют росту или снижению объемов предложения в зависимости от конкретной экономической ситуации.

Сформулированный О. Курно закон предложения свидетельствует, что между предложением товаров и величиной цен существует прямая зависимость. Чем выше цена товара, тем больше стоимостной, денежный объем его предложения. Действие этого закона подтверждено временем и всем процессом развития рыночных отношений в целом.

В результате взаимодействия спроса и предложения стихийно формируются относительно равновесные цены.

Искать на сайте

Забавное фото

1257368659_photopodborka_015.jpeg
Яндекс.Метрика