Становление, развитие и характеристика Таможенного союза

Благодаря осознанию правомерности концепции о разноскоростной интеграции, Россия и ряд других стран СНГ пришли к выводу о целесообразности создания таможенного альянса.

Договор о создании Таможенного союза был подписан 6 января 1995 г. Россией и Белоруссией, а затем этими странами с Казахстаном. Как экономическое объединение государств Таможенный союз основывается на следующих принципах.

Во-первых, необходима единая таможенная территория стран-участниц Таможенного союза. Ее формирование требует, чтобы в торговле между участниками Союза товарами, произведенными на их территории, не было таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений.

Необходимо также, чтобы в отношениях с третьими странами действовали одинаковый торговый режим, общие таможенные тарифы и меры нетарифного регулирования внешней торговли.

Механизм взаимоотношений Таможенного союза с третьими государствами и международными организациями должен основываться на едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности.

Во-вторых, всякий таможенный альянс опирается на однотипный механизм регулирования экономики, базирующийся на рыночных принципах в хозяйствовании и унифицированном законодательстве. Страны-участницы Союза обязаны унифицировать внешнеторговое, таможенное, валютно-финансовое, налоговое и другое законодательство затрагивающее сферу внешнеэкономической деятельности.

Речь идет об экономических условиях хозяйствования на основе рыночных принципов, обеспечивающих равные возможности и гарантии для субъектов хозяйственной деятельности государств договаривающихся сторон, о ценовой политике, о валютном регулировании и валютном контроле, об экспортном контроле, о недопущении недобросовестной конкуренции и ограничительной деловой практики, об интеллектуальной собственности.

Основной принцип распределения таможенных пошлин, налогов и сборов, предусмотренной Соглашением состоит в следующем:

а) суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, на товары, происходящие с территории третьей страны, вносятся в бюджет государства той Договаривающейся Стороны, которая является страной назначения товара;

б) суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, на товары, происходящие с территории третьей страны и вывозимые с территории государства любой Договаривающейся Стороны, вносятся в бюджет государства той Договаривающейся Стороны, с территории которой данный товар вывозится.

К 1998 г. Таможенный союз в основном завершил первую стадию своего развития. Постепенно обеспечивается свободное движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Гармонизируется хозяйственное законодательство. Согласовываются денежно-кредитная, бюджетная, налоговая и валютная политика.

В общих чертах организован совместный таможенный контроль на внешней границе Таможенного союза. Последовательно снимается таможенный контроль на общих границах. Формируется единая для таможенных органов автоматизированная система контроля за доставкой товаров.

Намечается широкий комплекс мер по обеспечению равных прав граждан России и Белоруссии в получении образования, в трудоустройстве, в оплате труда. Вводятся единые стандарты социальной защиты. Впоследствии к Таможенному союзу вслед за Казахстаном присоединились Киргизия и Таджикистан.

Для управления процессом интеграции создаются Межгосударственный Совет на уровне глав государств и правительств, Исполнительный орган Интеграционный Комитет и Межпарламентский Комитет.

Важно отметить, что Россией и другими участниками Таможенного Союза в настоящее время воссоздаются единые энергетическая и транспортная системы.

Таможенный союз Белорусии, Казахстана и России — форма торгово-экономической интеграции Белоруссии, Казахстана и России, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.

В официальных документах ЕврАзЭС используется наименование «Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества» или, чаще, просто «Таможенный союз». В прессе распространены неофициальные наименования, такие как «Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана».

Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Белоруссии, Казахстана и России, а также находящиеся за пределами территорий государств — членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства — члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Общий товарооборот Белоруссии, России и Казахстана за первое полугодие 2011 года вырос более чем на треть по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.

Произошёл взрывной рост взаимной торговли внутри Таможенного союза, особенно на приграничных территориях (более чем на 40 процентов). Примерно на треть увеличились поступления от импортных пошлин в Белоруссии и России, а в Казахстане — более чем в три раза.

Искать на сайте

Забавное фото

1243879292_podborka_611_03.jpeg
Яндекс.Метрика