Производство материальных благ не есть функция государства, поэтому в принципе государственный сектор экономики должен стремиться к нулевой отметке.
Но это в идеале. Реалии же таковы, что, к примеру, в середине 90-х гг. минувшего века доля государственных предприятий в общих показателях стран-членов Европейского Союза характеризовалась следующим образом (таблица 1).
Таблица 1
Доля государственных предприятий в общих показателях
стран-членов Европейского Союза (на конец 1995 г.)
Удельный вес государственного сектора существенно варьируется по отдельным странам.
Эти различия обусловлены, видимо, прежде всего, возможностями реализации базовых функций конкретного государства, национальными и историческими особенностями его развития.
Иначе говоря, государство должно располагать таким объемом средств производства, материальных и финансовых ресурсов, который ему необходим и достаточен для эффективной реализации собственных функций в данной, качественно определенной экономической и политической среде.
Причем существенную значимость имеют такие параметры окружающей его экономической обстановки, как уровень денежных доходов населения, состояние конкурентной среды (монополизации экономики), производственно-хозяйственной и социальной инфраструктуры.
И если доходы преобладающей массы населения достаточно велики, то удельный вес государственной собственности в существенной мере предопределен состоянием конкурентной среды на национальном рынке товаров и услуг, поскольку данные общественные потребности могут быть более эффективно удовлетворены посредством рыночных механизмов негосударственным сектором экономики.
Поэтому удельный вес государственного сектора в рыночном хозяйстве, равно как и муниципального, есть величина переменная.
Она обусловлена прежде всего качественным состоянием экономики на данном временном этапе ее функционирования и развития, а также национальными особенностями и спецификой исторического развития каждой данной страны.