Бюджетная система России

Эффективность бюджетной политики во многом определена структурой бюджетной системы.

В такой большой по территории страна как Россия, бюджетная система представляет собой сложную иерархию бюджетов различных территориально-административных образований. Это вытекает из богатого мирового опыта функционирования бюджетных систем.

В нашей стране, имеющей федеративное устройство, существует трехзвенная система. Таким же образом построены, например, бюджетные системы Германии и США. Они представляют собой совокупность федерального бюджета, бюджетов членов федерации (штаты, земли, кантоны и др.) и местных бюджетов. Бюджеты органов самоуправления являются относительно независимыми от федерального бюджета.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетная система нашей страны представляет собой совокупность бюджетов трех уровней — федерального, субъектов Федерации и административно-территориальных образований.

Бюджетная система РФ основывается на экономических отношениях и принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности бюджетов трех уровней.

В бюджетную систему Российской Федерации (консолидированный бюджет) в качестве самостоятельных частей включаются:

– Федеральный бюджет;

– 21 бюджет субъектов федерации; 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;

– 10 окружных бюджетов автономных округов и бюджет Еврейской автономной области;

– около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, сельских).

Все эти бюджеты функционируют автономно, каждый из них имеет законодательно определенные источники доходов и направления расходования средств.

Так, правительство полностью независимо в целях, касающихся нации в целом: расходах на оборону, космос.

Местные органы власти финансируют развитие школ, охрану общественного порядка и т. п.

Ведущим звеном государственной бюджетной системы является государственный (федеральный) бюджет — основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда государства. Именно с его помощью государство осуществляет территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение валового национального продукта (до 40% национального дохода).

Основными доходами государственного бюджета выступают налоги и неналоговые платежи.

За государственным бюджетом в РФ (так же, как и в странах с развитой рыночной экономикой) закреплены главные налоги — налог на прибыль юридических лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины.

К налоговым доходам государственного бюджета относятся также штрафы и пени, уплаченные за нарушение налогового законодательства.

К неналоговым доходам относятся как обязательные платежи — доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности, доходы от продажи принадлежащего государству имущества, доходы от реализации государственных запасов, доходы от внешнеэкономической деятельности, так и штрафы, взимание которых не связано с налоговым законодательством, доходы от продажи конфискованных товаров и т. п.

В соответствии с Конституцией и законами РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.

Закрепленные доходы поступают полностью в соответствующие бюджеты (налогом субъекта Федерации является налог на имущество предприятий; местные налоги; налог на имущество физических лиц; земельный налог и т. п.).

Регулирующие доходы — средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в нижестоящий, сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов, исходя из размеров процентных отчислений.

Дотации — твердые суммы, передаваемые вышестоящими бюджетами нижестоящим для пополнения доходов и минимизации дефицита бюджета.

Субвенции представляют собой средства строго целевого назначения, также передаваемые в нижестоящие бюджеты.

Кредитные ресурсы — средства, передаваемые на возмездной основе под проценты или без них.

Функции по составлению и исполнению бюджетов закреплены за органами исполнительной власти.

Рассмотрением и утверждением бюджета занимаются законодательные органы власти.

В соответствии с законами правительство Российской Федерации принимает постановление о разработке бюджетной системы на предстоящий финансовый год (в России это календарный год).

Далее организуется работа по составлению проекта бюджета: прогнозируется социально-экономическое развитие, прорабатываются и согласовываются основные показатели развития.

Главным звеном российской бюджетной системы является федеральный бюджет Российской Федерации. В нем аккумулируется основная часть ресурсов бюджетной системы страны.

Централизация средств в федеральном бюджете дает возможность маневрировать ресурсами, направлять их на определяющие участки экономического и социального развития, осуществлять единую социально-экономическую политику в стране.

Учитывая ситуацию, сложившуюся в настоящее время в нашей стране, следует отметить задачи, которые выполняет российский бюджет на данном этапе развития экономики:

– преодоление последствий финансового кризиса, поддержание уровня жизни населения и обеспечение функционирования реального сектора экономики;

– прекращение спада экономики и обеспечение экономического роста;

– стабилизация кредитно-денежной системы и курса рубля;

– снижение налоговой нагрузки, создание льготных условий для производственного инвестирования, повышения уровня собираемости налогов;

– осуществление реструктуризации государственного долга РФ;

– минимизация государственных заимствований Российской Федерации на финансовых рынках и сокращение дефицита государственного бюджета;

– снижение неплатежей, сокращение ненадежных форм расчетов, в том числе с использованием бартера;

– полномасштабный переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета, переход на эту систему исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

– полное исполнение государством своих обязательств.

Бюджет Российской Федерации как основной финансовый план государства основывается на показателях прогноза социально-экономического развития страны на очередной год.

Общие показатели и структура доходов и расходов связываются с объемом общественного производства и определяются налоговой системой и экономической политикой государства.

Государственный бюджет взаимосвязан с финансовыми планами предприятий и организаций, денежными доходами и расходами населения.

Доходы федерального бюджета формируются за счет:

– налога на прибыть (доход) предприятий и организаций;

– по установленным ставкам в соответствии с законодательством РФ;

– подоходного налога с физических лиц;

– налога на игорный бизнес;

– НДС на товары, производимые на территории РФ;

– НДС на товары, ввозимые на территорию РФ;

– акцизов на нефть, природный газ, легковые автомобили, бензин автомобильный, спирт этиловый;

– лицензионных и регистрационных сборов;

– налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

– единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;

– налога на операции с ценными бумагами;

– платежей за пользование недрами;

– платежей за пользование лесным фондом;

– платы за пользование водными объектами;

– земельного налога и арендной платы за земли городов, поселков и земли сельскохозяйственного назначения в частях, аккумулируемых в федеральном бюджете для финансирования централизованных мероприятий;

– планы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ;

– таможенных пошлин и таможенных сборов и иных таможенных платежей, доходов от внешнеэкономической деятельности;

– государственной пошлины;

– дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности;

– прибыли Центрального Банка РФ;

– консульского сбора, взимаемого на территории РФ;

– прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей.

Налоговые доходы составят 84% федерального бюджета, неналоговые доходы — 7%, доходы целевых бюджетных фондов — 9%.

Неналоговые доходы складываются из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности: перечисление прибыли Центрального банка РФ, дивиденды по акциям, принадлежащим государству, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности, консульский сбор, доходы от проведения всероссийских государственных лотерей.

Расходы бюджета Российской Федерации включают следующие основные группы затрат:

– государственное управление;

– международная деятельность;

– национальная оборона;

– правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

– Федеральная судебная система;

– фундаментальные исследования;

– промышленность, энергетика, строительство;

– сельское хозяйство и рыболовство;

– образование;

– культура и искусство;

– средства массовой информации;

– здравоохранение и физическая культура;

– социальная политика;

– обслуживание государственного долга;

– финансовая помощь субъектами РФ и закрытым административно-территориальным образованиям;

– другие расходы.

Республиканские (бюджеты субъектов федерации) и местные бюджеты имеют свои источники средств и направления на расходования.

За республиканскими и местными бюджетами закреплены второстепенные налоги (в основном, имущественные). В этих бюджетах, по сравнению с государственным бюджетом, более высокая доля средств направляется на социальные нужды.

Таким образом, доходы и расходы бюджетов республик в составе РФ и местных бюджетов не повторяют доходов и расходов федерального бюджета.

Кроме того, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты получают необходимые им средства путем субсидий и кредитов из государственного бюджета и выпуска местных займов, гарантированных правительством, а также за счет зачисления в доходную часть этих бюджетов (на законодательной основе) определенной доли поступлений от целого ряда федеральных налогов.

Очевидно, что основной проблемой эффективного использования принципа фискального федерализма при формировании финансовой системы государства является определение оптимального размера финансовых ресурсов, идущих в федеральный бюджет, с одной стороны, и в региональные и местные бюджеты — с другой.

Важную роль в структуре централизованных финансов играют внебюджетные фонды.

В странах с развитой рыночной экономикой наиболее крупными внебюджетными фондами являются фонды национального страхования, образуемые за счет страховых взносов работников предприятий, предпринимателей и дотаций из государственного бюджета. Средства этих фондов используются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, в случае потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, по безработице.

В рамках финансовой системы России в настоящее время насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и производственного назначения.

Все внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение: для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечения дополнительных ресурсов приоритетных отраслей экономики.

В соответствии с Указом Президента, в целях усиления контроля за расходованием государственных финансовых ресурсов в республиканском бюджете РФ должны быть консолидированы все государственные целевые бюджетные фонды, доходы которых формируются за счет обязательных платежей фирм, предприятий, учреждений, организаций, за исключением Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования с сохранением целевой направленности консолидируемых фондов.

К этим фондам относятся: Федеральный дорожный фонд, Фонд развития таможенной системы РФ, Межведомственный фонд развития налоговой системы и налоговой службы РФ, Государственный фонд борьбы с преступностью, Федеральный экологический фонд РФ.

Одним из звеньев финансовой системы государства является государственный кредит.

Главная форма экономических отношений в рамках государственного кредита — это ситуация, когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно выступает как кредитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам.

В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

Государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений: финансов и кредита.

В качестве важного звена финансовой (бюджетной) системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, идущих на цели развития экономики страны.

Государственный кредит выражает конкретную меру участия государства в развитии производства материальных благ и услуг. В макроэкономическом смысле он является важнейшим источником финансирования бюджетного дефицита.

Кроме того средства государственного кредита необходимо рассматривать как необходимые «инъекции» в экономику, в целях поддержания уровня макроэкономического равновесия.

Искать на сайте

Забавное фото

02_pinguins.jpeg
Яндекс.Метрика