Концепции и принципы налогообложения

Для понимания категории налогов важно изучение концепций и принципов налогообложения.

Концепции налогообложения

В экономически развитых странах не прекращается дискуссия между двумя противоположными концепциями налогообложения и влияния каждой из них на экономический рост и социальную стабильность.

Суть первой концепции налогообложения состоит в обосновании необходимости облегчения налогового бремени на богатых и его увеличении на наемных работников. Девиз сторонников этой концепции: «Что выгодно капиталистической элите, то выгодно всему обществу». Уменьшение налогового бремени на богатых, по мнению сторонников этой концепции, стимулирует инвестиции и экономический рост, увеличивает занятость, улучшая тем самым положение бедных.

Сторонники другой концепции налогообложения доказывают, что интересам социально-экономического развития современного капиталистического общества наиболее всего отвечает прогрессивная шкала подоходного налога.

Именно она, по мнению этих экономистов, играет важнейшую роль в обеспечении разумного распределения доходов. Богатые должны больше вносить в государственный бюджет в прямой зависимости от доходов и накопленного богатства. Их налоговые поступления пойдут на финансирование отраслей социальной сферы, в развитии которых заинтересовано все общество.

То, что прогрессивное обложение подоходного налога в богатых странах не может быть однозначно признано как отрицательно влияющее на экономический рост, находит подтверждение в мировой практике.

Так, Дж. Гэлбрейт в одном из своих последних исследований пишет: «Ссылаясь на исторический опыт, можно напомнить, что темпы роста американской экономики, показатели занятости, а также положительное сальдо бюджета отдельных лет были наивысшими в период после окончания второй мировой войны, когда предельные ставки подоходного налога достигали рекордных уровней».

Вторая концепция налогообложения представляется более жизнеспособной. Благодаря ее более или менее последовательной реализации капитализм во всех промышленно развитых странах выстоял как социально-экономическая система.

Расходная часть бюджета также выступает существенным инструментом воздействия правительства на социально-экономическое развитие страны.

Все расходы госбюджета можно разделить на пять групп: военные; экономические; социальные; группы, связанные с внешнеполитической деятельностью; содержание аппарата управления.

Что касается военных расходов, то их отрицательное влияние на социально-экономическое развитие общества можно считать общепризнанным. Экономически развитым странам удается возместить часть военных расходов за счет экспорта вооружений. Отсюда так остра проблема раздела мирового рынка вооружений между странами-производителями военной техники.

Инвестиции на развитие экономики, структурную перестройку определяются уровнем развития страны, состоянием доходной части бюджета.

Социальные расходы — главная статья в расходной части госбюджета любой страны.

В отношении государства в денежно-кредитной и налоговой политике в западной макроэкономической теории сформировался функциональный подход.

Согласно концепции функциональных финансов, государство в своей деятельности руководствуется не заранее заданными критериями, не на основе какой бы то ни было традиционной доктрины, устанавливающей, что правильно, а что ошибочно, а лишь на основе последствий, которые эта деятельность вызывает в экономической системе.

Вместе с тем обобщение мировой практики государственной деятельности второй половины XX в. позволило выработать некоторые теоретические принципы и положения общего характера, следование которым помогает правительствам объективно оценить реальную ситуацию в стране и принять соответствующие решения в области денежно-кредитной и финансовой политики.

Практически важно для каждой страны иметь научно обоснованную политику налогообложения и хорошо отработанный механизм ее реализации.

Принципы налогообложения

Основными принципами налогообложения в рыночной модели хозяйствования признаны:

а) способность налоговой политики и механизма налогообложения содействовать развитию производства и росту доходов налогоплательщиков, а не сдерживать этот рост;

б) понимание того факта, что излишнее изъятие налогов дает временный эффект, оказывая отрицательное воздействие на производство и трудовую активность, в результате чего это влечет за собой последующее понижение объемов поступающих в бюджет налогов.

Искать на сайте

Забавное фото

1244630826_podborka_29.jpeg
Яндекс.Метрика