Теория налогообложения

В организационной структуре финансов страны основным элементом является государственный бюджет.

Бюджет — это баланс доходов и расходов страны за определенный период (месяц, квартал, год). Величина бюджета, структура его доходной и расходной частей служат реальным отражением экономического положения страны и возможностей правительства для эффективного воздействия на социально-экономическую ситуацию в обществе.

Главным источником доходной части госбюджета являются налоги.

Налоги — обязательные сборы, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Налоги возникают вместе с возникновением государства. Расширение государственных функций с развитием общества увеличивают значение налогов как в развитии государства, так и всего общества.

Налог представляет собой часть добавленной стоимости, изымаемую у собственника дохода (владельца капитала, труда, природных ресурсов) в пользу государства с целью создания материальной базы для удовлетворения коллективных потребностей общества и осуществления активной социально-экономической политики.

Доходная часть бюджета зависит от степени развитости потенциала налогообложения страны.

Потенциал налогообложения страны определяют пять факторов:

1) уровень реального дохода на душу населения;

2) степень неравномерности распределения дохода в обществе;

3) производственная структура национального хозяйства и значение различных видов экономической деятельности (например, важность внешней торговли, вес отраслей современного производства, степень иностранного участия в частных предприятиях, значимость сельскохозяйственного сектора с точки зрения получения дохода, а не только обеспечения необходимости продуктами питания);

4) социальные, политические и институциональные условия и относительное влияние интересов различных групп (федеральных и региональных, межотраслевых, профсоюзов и организаций предпринимателей и др.);

5) компетентность в административных вопросах, добросовестность и честность правительственных служб по сбору налогов).

Естественно, что доходная часть госбюджета впрямую зависит от вновь созданной или добавленной стоимости. Это предопределяет общий объем госбюджета и структуру его расходной части.

Каждой стране и в каждый из периодов ее развития приходиться исходить из фактической базы налогообложения — созданной добавленной стоимости, т.е. прибыли предприятий и заработной платы наемных работников. Эту зависимость весьма четко выразил Корнай, заметив, что не надо вводить шведские налоги с венгерских доходов.

Налогообложение на всех этапах существования государства имело принудительный и безэквивалентный характер.

Суть рыночных отношений, основанных на частной собственности и конкурентной борьбе такова, что в борьбе за прибыль собственник капитала не будет платить налогов даже при наличии соответствующих законов, если не действуют механизмы ответственности и наказаний за уклонение от их уплаты.

Причина низких налоговых доходов, названная Н. Кандором в 70-х годах XX в., и сегодня актуальна для большинства стран с различным уровнем экономического развития. Это невыполнение положений налогового законодательства как следствие или неспособности администрации их реализовать, или откровенной коррупции.

Ни одно налоговое законодательство, даже тщательно продуманное, не может противостоять тайным сделкам между налоговыми инспекторами и налогоплательщиками: эффективность административных органов, где работают честные люди, является важнейшим условием получения максимальных доходов и полного использования потенциала налогообложения страны.

Искать на сайте

Забавное фото

1301925740_podborka_100.jpeg
Яндекс.Метрика