В экономической литературе существует множество определений рынка.
А. Маршалл опирался на определение английского экономиста У. Стенли Джевонса, который понимал рынок как всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара.
См. также: Функции рынка Сущность и условия существования рынка
Из определения В. И. Лениным товарного производства следует, что рынок — это форма взаимосвязи между отдельными, обособленными товаропроизводителями.
Британская энциклопедия характеризует рынок как совокупность инструментов, посредством которых осуществляется обмен товарами и услугами в результате контактов покупателей и продавцов друг с другом.
См. также: Субъекты рынка Структура и инфраструктура рынка
Фридрих Хайек понимал рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов.
К сведению. Фридрих Хайек — австрийский экономист и философ, представитель новой австрийской школы, сторонник либеральной экономики и свободного рынка. Лауреат Нобелевской премии в области экономики (1974 г.), получивший ее за работы в области теории денег, конъюнктурных колебаний и анализа взаимозависимости экономических, социальных и структурных явлений.
Ф. Котлер, занимающийся проблемами маркетинга, определяет рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.
В современной экономической литературе наиболее распространенным является определение, в котором рынок рассматривается как механизм или приспособление, осуществляющее контакт между покупателями, или предъявителями спроса, и продавцами, или поставщиками товаров, услуг.
Рассмотренные определения рынка содержат общее и особенное. Всеми признается, что рынок — это совокупность отношений между покупателями и продавцами.
См. также: Типы рынков Преимущества и недостатки рынка
Поскольку эти отношения сложные, многогранные, состоящие из различных систем и блоков, экономисты различных школ и направлений рассматривают их в той плоскости, в какой находится исследуемая ими проблема.
Например, Ф. Котлер рассматривает рынок с точки зрения маркетинга, Ф. Хайек — с позиции информации, которую дает рынок, и т.д.
< Предыдущая | Следующая > |
---|