Государственное регулирование привлечения иностранных инвестиций в РФ

Ключевые слова: инвестиции, иностранные инвестиции, прямые иностранные инвестиции, ПИИ, государственное регулирование

Состояние инвестиционной сферы в значительной мере опре­деляется развитием правовых основ государственного регулирова­ния иностранных инвестиций, причем в двух направлениях. Это, во-первых, совершенствование собственно российского законодатель­ства в области международного инвестиционного сотрудничества, во-вторых, заключение международных договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

Особую же роль применительно к рассматриваемой проблеме призван сыграть вступивший в силу в июне 1999 г. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Этот закон, направленный на создание благоприятного инвестиционного кли­мата, привлечение и эффективное использование иностранных ин­вестиций, предусматривает предоставление осуществляющим их субъектам гарантий стабильности условий деятельности в России, а также конституирует соответствие правового режима иностранного инвестирования в РФ нормам международного права.

Акт содержит ряд принципиально новых положений, в сравнении с ранее действо­вавшим Законом РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР». Прежде всего, расширено понятие «иностранный инвестор»: под него теперь подпадает и не являющаяся юридическим лицом «иностран­ная организация», гражданская правоспособность которой определя­ется законодательством государства, где она учреждена, и которая в соответствии с ним вправе инвестировать на территории РФ.

На стабилизацию условий деятельности иностранных инве­сторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями направлена норма, в которой прописано, что в случае принятия но­вых законодательных актов или внесения в действующие акты изме­нений, ухудшающих условия реализации и технико-экономические показатели инвестиционных проектов, иностранным инвесторам предоставляется право не применять эти акты в течение срока оку­паемости данных проектов, но не более семи лет со дня начала их финансирования; по особо крупным инвестиционным проектам -более 50 млн долл. - предусмотрена возможность индивидуального определения срока действия «дедушкиной оговорки».

Предоставле­ние такого стабилизационного преимущества оговорено рядом об­стоятельств, связанных с участием иностранного инвестора в реали­зации приоритетного инвестиционного проекта, наличием более чем двадцатипятипроцентной его доли в уставном (складочном) ка­питале. Кроме того, предусмотрено право Правительства РФ опре­делять критерии оценки неблагоприятных условий режима запре­тов и ограничений, установления порядка регистрации приоритет­ных проектов.

Важный фактор формирования инвестиционного климата -предоставление гарантий инвесторам. При нынешнем состоянии экономики соответствующие возможности государства резко огра­ничены. Однако с учетом острого дефицита долгосрочных инвести­ционных ресурсов господдержка зарубежных инвесторов (разумеет­ся, адресная, конкурсная и сконцентрированная в точках экономи­ческого роста) безальтернативна.

В этой связи, закон, о котором идет речь, предоставляет иностранным инвесторам такие гарантии, как: полная и безусловная защита их прав на инвестиции и интересов и условий предпринимательской деятельности на территории России; использование на этой территории и перевод за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных доходов (ес­тественно, после уплаты предусмотренных законодательством нало­гов и сборов).

К сожалению, последнее типовое соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений было одобрено в 1992 г. За это время в сфере международного инвестиционного сотрудничества произошли изменения, предопределяющие необходимость новых подходов к заключению подобных соглашений. Речь идет о подхо­дах, создающих дополнительные возможности по укреплению ста­бильности инвестиционного процесса и усилению гарантий инве­сторам, подкрепляемые авторитетом международных нормативно-правовых актов.

Одна из проблем здесь связана с двойным налого­обложением инвестиций, во избежание которого новейшим россий­ским законодательством предусмотрен порядок заключения между­народных договоров, содержащих положения, касающиеся налогов и сборов, и устанавливающих особые правила и нормы. Согласно статье 7 первой части Налогового кодекса РФ, международные дого­воры такого рода имеют приоритет перед внутренним налоговым законодательством России (это соответствует также положениям ста­тьи 15 Конституции РФ).

К числу стран дальнего и ближнего зарубе­жья, с которыми Россия заключила соглашения, исключающие двой­ное налогообложение доходов и имущества, относятся Австрия, Ар­мения, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Дания, Индия, Ирландия, Канада, Кипр, Китай, Норвегия, США, и др.

В общем, в последнее время на федеральном и региональном уровнях проделана значительная работа по развитию правовой базы регулирования инвестиционной сферы. Однако ряд направлений привлечения отечественных и иностранных инвестиций не регули­руется законодательными актами, в связи с чем предстоит интенси­фицировать усилия органов законодательной и исполнительной власти по подготовке и принятию соответствующих актов (касаю­щихся, прежде всего, концессий и свободных экономических зон).

К числу факторов формирования благоприятного инвестици­онного климата относятся шаги по развитию соответствующей пра­вовой базы. К этому следует добавить, что вступившая в действие первая часть Налогового кодекса РФ содержит положения, касаю­щиеся обеспечения стабильности, прозрачности и предсказуемости налогообложения.

Документом, в частности, предусмотрено, что акты законодательства о налогах (сборах) вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опублико­вания и не ранее первого числа очередного налогового периода по налогу (сбору), а федеральные законы, вносящие изменения в Нало­говый кодекс РФ в части установления новых налогов, а также акты законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и акты предста­вительных органов местного самоуправления, вводящие налоги (сборы), вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за го­дом их принятия.

Определено далее, что акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, не имеют обратной силы, а акты, смягчающие его, имеют.

И все же инвестиционный климат в России остается в целом неблагоприятным: объем иностранных инвестиций, как уже отме­чалось, не отвечает потребностям страны, а иностранные инвесторы занимают выжидательную позицию. Каковы же основные факторы консервации неблагоприятного инвестиционного климата?

Прежде всего - это очевидное отсутствие результативной госу­дарственной инвестиционной политики, мизерность государствен­ных гарантий. Недостаточное участие государства в инвестиционном процессе, мягко говоря, слабо стимулирует частного отечественного и иностранного инвестора к финансированию развития реального сек­тора экономики.

Другой негативный фактор - поведение естественных моно­полий, в том числе их ценовая политика. Если государство своей экономической политикой перенесло бремя инвестиций на частного инвестора, оно обязано создавать условия, при которых предпри­ятия могли бы зарабатывать средства на инвестиционную деятель­ность. В этой связи одна из важнейших, но не решенных пока задач госрегулирования - не допускать роста цен на продукцию и услуги естественных монополий и тем самым роста затрат в данной части издержек производства предприятий реального сектора. Решение этой задачи помогло бы последним обрести дополнительные источ­ники накопления.

Понятия «инвестиции», «иностранные инвестиции» можно определить по-разному. Само слово «инвестиция» английского про­исхождения (investments) и означает оно «капиталовложения». Сле­довательно, термины «инвестиция» и «капиталовложения» - это си­нонимы.

Говоря об иностранных инвестициях, необходимо, прежде всего, проводить различия между государственными и частными инвестициями. Государственные инвестиции - это займы, кредиты, которые одно государство или группа государств предоставляют другому государству. В этом случае речь идет об отношениях между государствами, которые регулируются международными договора­ми и к которым применяются нормы международного права.

Под частными понимаются инвестиции, которые предостав­ляют частные фирмы, компании или граждане одной страны соот­ветствующим субъектам другой страны. Инвестиционные отноше­ния настолько сложны и многообразны, что нередко отношения ме­жду государствами тесно связаны с отношениями между частными лицами.

Важно определить понятие «иностранные инвестиции» в пра­вовом смысле, поскольку только на них распространяется законода­тельство об иностранных инвестициях. Иностранными инвестиция­ми являются все виды имущества и имущественных прав, в том чис­ле права на результаты интеллектуальной деятельности и иные права, не относящиеся к вещным, вкладываемые иностранными ин­весторами в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли и передачи знаний.

В типовом проекте Соглашения о поощрении и взаимной за­щите капиталовложений, одобренном Правительством Российской Федерации, термин «капиталовложения» охватывает все виды иму­щественных ценностей, которые инвесторы одной договариваю­щейся стороны (т.е. одного государства) вкладывают на территории другой договаривающейся стороны (т.е. другого государства) в соот­ветствии с ее законодательством.

По закону России иностранными инвестициями признаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые иностранные инвесторы вкладывают в объекты предприниматель­ской и другой деятельности с целью получения прибыли (дохода).

Искать на сайте

Забавное фото

1300823779_pod_63.jpeg
Яндекс.Метрика