Особые (свободные) экономические зоны в Сербии

Ключевые слова: особые, свободные, экономические, зоны, ОЭЗ, СЭЗ, ОЭЗ в различных странах

Закон о свободных зонах устанавливает меры стимулирования притока иностранного капитала и регионального развития.

Наряду с обычным освобождением от налогообложения, оплаты взносов и таможенной пошлины на все произведенные в свободной зоне товары, предназначенные для экспорта, пользователи зоны также в отношении импорта товаров, предназначенных для проведения деятельности и строительства объектов в зоне, освобождаются от оплаты таможенной пошлины и остальных сборов на импорт.

В рамках зоны можно осуществлять все виды деятельности, кроме розничной торговли.

На территории Республики Сербии действуют 8 свободных зон:

· Свободная зона «Пирот»;

· Свободная зона «Зреньянин»;

· Свободная зона «Суботица»;

· Свободная зона «Нови Сад»;

· Свободная зона «Шабац»;

· Свободная зона «Ужице»;

· Свободная зона «Крагуевац»;

· Свободная зона «Свилянац».

Планируется открытие еще 3-х свободных зон таких как СЗ «Ниш», СЗ «Смедерево», СЗ «Крушевац».

В соответствии с Законом о свободных зонах Республики Сербии (далее – Закон) свободной зоной является часть территории Республики Сербии, отдельно ограниченная и обозначенная территория для осуществления деятельности с гарантированными благоприятными и льготными экономическими условиями.

Учредителем (основателем) свободный зоны в соответствии с Законом может быть орган местного самоуправления, хозяйственное общество, предприниматель, которые принимают решение или заключают договор с другими учредителями (основателями) данной зоны, и которые через предприятие по управлению зоной (хозяйственное общество, созданное для обеспечения беспрепятственного осуществления деятельности в свободной зоне) подают заявку на создание зоны. Предприятие по управлению зоной подает запрос в Правительство Республики Сербии через Министерство финансов Республики Сербии.

Правительство Республики Сербии принимает решение о создании экономической зоны.

Пользователями зоны являются юридические и физические лица, которые осуществляют свою деятельность в пределах данной зоны, а именно: основатели зоны, предприятие по управлению зоной, национальные и иностранные физические и юридические лица.

Пользователи осуществляют свою деятельность на основании договора с предприятием по управлению зоной. Данный договор регулирует их взаимные права и обязанности.

Предприятие по управлению зоной может подать заявку на создание свободной зоны только при соблюдении следующих условий:

1) учредителями предприятия по управлению зоной являются создатели данной зоны;

2) создателями зоны могут быть только учредители одного предприятия по управлению зоной;

3) предприятие по управлению зоной должно быть зарегистрировано в Реестре хозяйствующих субъектов Сербии;

4) уполномоченное лицо создателей зоны, а также предприятия по управлению зоной не должно быть обвинено в экономическом преступлении, преступлении, связанном с имуществом, незаконной торговлей и нарушением служебных обязанностей;

5) уполномоченное лицо предприятия по управлению зоной в течение трех лет до создания зоны не должно было быть представителем администрации, надзорного органа, или наделено отдельными полномочиями в юридическом лице, в отношении которого начата процедура ликвидации или банкротства;

6) создателем зоны не может быть учредитель предприятия по управлению свободной зоной, в отношении которого, в соответствии с решением Правительства Республики Сербии, перестало действовать согласие на создание свободной зоны.

Законом также определяется требования и порядок оформления заявки на создание зоны.

Согласно Закону Министерство финансов Республики Сербии оценивает экономическую целесообразность поданной заявки, и свое заключение направляет в Правительство Республики Сербии.

Создание зоны признается экономически оправданным, если на основе предоставленных исследований и других приложенных доказательств можно сделать вывод о том, что создание данной зоны приведет к положительному эффекту в целях привлечения иностранного капитала, производства товаров и предоставления услуг, увеличения рабочих мест, развития современных технологий, а также будет способствовать реализации стратегии развития экономической политики Правительства Республики Сербии.

Правительство Республики Сербии устанавливает критерии для оценки экономической целесообразности создания свободных зон.

Министерство финансов Республики Сербии определяет выполнение условий для начала работы зоны по предложению комиссии, созданной из представителей надлежащих органов. Комиссия устанавливает исполнение технических и энергетических условий, условий по защите окружающей среды, условия работы таможенной службы, а также соблюдения мер таможенного контроля. Дата вынесения решения Министерством финансов Республики Сербии о выполнении всех необходимых условий является датой начала работы свободной зоны.

Предприятие по управлению зоной определяет организационные и технические условия для работы зоны на основе акта, согласуемого с Управлением по свободным зонам, государственным органом в составе Министерства финансов Республики Сербии, который осуществляет государственное регулирование функционирования свободных зон.

Зона должна быть ограждена и обозначена как свободная зона, ее границы должны быть четко обозначены. Пропуск товаров и лиц может осуществляться только через обозначенные входы и выходы данной зоны. Уполномоченные таможенные органы определяют места входа и выходы для определенной зоны. Предприятие по управлению зоной должно обеспечить условия для работы таможенных органов на территории зоны.

Зона может состоять из нескольких частей, при условии, что данные части составляют хозяйственную организационную целостность зоны.

Внешнеторговые отношения в рамках зоны осуществляются свободно, в соответствии с договором между пользователем и предприятием по управлению зоной.

Экспорт товаров и услуг из зоны, а также импорт товаров и услуг в зону осуществляется свободно, без количественных ограничений и других мер регулирования внешней торговли.

Подтверждение о том, что товар произведен в зоне, выдает таможенный орган, осуществляющий надзор в данной зоне.

Пользователь может временно вывезти товар с территории зоны в другую часть Сербии, а также временно ввести товар на территорию зоны с другой части Сербии в целях проведения испытаний, тестирования, ремонта или маркетинговой презентации. Уполномоченный таможенный орган на территории зоны осуществляет регулирование ввоза и вывоза подобных товаров.

В отношении ввоза товара, предназначенного для осуществления деятельности в зоне, или для строительства объекта в зоне, таможенная пошлина, другие ввозные сборы, НДС не взимаются.

Товар, попадающий из зоны в оборот на сербский рынок, облагается таможенной пошлиной и другими ввозными сборами. Лица, выпускающие в оборот на сербский рынок товар, обязаны зарегистрировать его в таможне в целях проведения таможенной процедуры. Обязательство по оплате таможенной пошлины и других ввозных сборов за указанный товар, наступает в тот день, когда данный товар перешел из зоны на сербский рынок.

Сумма таможенной пошлины и других ввозных сборов за товар, устанавливается в зависимости от типа товара и в соответствии с нормативными актами, действующими на день подачи таможенной декларации.

Если товар, вывезенный с территории свободной зоны, произведен или повергнут обработке при участии национальных компонентов, то таможенные сборы уплачиваются  только на иностранные компоненты данного товара.

Пользователь зоны обязан предоставить возможность осуществления мер таможенного надзора и вести установленный учет ввозимых в зону, вывозимых из зоны и используемых в зоне товаров.

В соответствии со статьей 15 Закона пользователь может осуществлять производство и предоставление услуг на территории свободной зоны. Министерство финансов Республики Сербии в целях реализации данного положения Закона, установило, что, так как свободная зона является частью территории Республики Сербии, пользователь свободной зоны, который предоставляет услуги другим пользователям свободной зоны, может предоставлять данные услуги вне территории свободной зоны.

Юридическое лицо, осуществляющее деятельность в рамках свободной зоны должно быть пользователем свободной зоны. Предприятие по управлению свободной зоной не может сдать в аренду помещение, находящееся на территории свободной зоны, лицу, которое не является пользователем данной свободной зоны.

Пользователи свободной зоны имеют право брать в аренду, приобретать или строить производство, склад или рабочую территорию.

Прекращение функционирования зоны осуществляется на основе акта Правительства Сербии по предложению Министерства финансов Сербии. Зона прекращает функционировать по истечение 90 дней с даты принятия Правительством решения о прекращении функционирования зоны.

Предприятие по управлению зоной, а также пользователи зоны в течение 60 дней с даты принятия Правительством решения о прекращении функционирования зоны обязаны растаможить, вернуть за границу или передать таможне в свободное пользование товар, вывезенный из заграницы.

В отношении указанного товара уплачивается таможенная пошлина и другие ввозные пошлины в соответствии с состоянием товара и законодательством, действующим на момент предъявления таможенной декларации, за исключением оборудования, ввезенного в зону не ранее трех лет до прекращения функционирования зоны в целях осуществления деятельности в зоне. Данное положение не исключает применение иных нормативных актов, на основании которых реализуется право на освобождение от уплаты таможенной пошлины и других ввозных сборов.

Таможенное регулирование функционирования таможенных зон осуществляется в соответствии с Главой III разделом 1 «Свободные зоны и свободные склады» Таможенного закона Республики Сербии («Официальный вестник Республики Сербии № 18/2010) (далее – Таможенный закон).

В соответствии со статьей 191 Таможенного закона свободные зоны и свободные склады являются частью таможенной территории Республики Сербии или являются районами, расположенными на данной территории, и отделенными от основной части таможенной территории.

Хозяйственная деятельность, осуществляемая в свободной зоне или на свободном складе, подлежит таможенному контролю. Уполномоченный таможенный орган должен быть оповещен о ведении хозяйственной деятельности на территории свободной зоны или свободного склада. Уполномоченный таможенный орган может вводить запреты и ограничения, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности на территории свободной зоны или свободного склада в зависимости от вида товара или требований таможенного контроля.

Согласно статье 198 Таможенного закона иностранный товар, размещенный на территории свободной зоны или свободного склада:

1) может быть выпущен в свободное обращение под условиями статьи 203 Таможенного закона, которая закрепляет положения относительно таможенной стоимости товара и порядка оплаты таможенной пошлины;

2) может пройти обычные таможенные процедуры без специального разрешения;

3) может быть подвергнут процедуре обработки;

4) может быть подвергнут процедуре переработке;

5) может быть размещен под таможенный режим временного ввоза;

6) может быть передан в пользование государству в соответствии с условиями и порядком установленным Правительством Республики Сербии;

7) может быть уничтожен, при условии, что уполномоченное лицо предоставило таможенному органу все необходимые документы на данный товар.

В соответствии со статьей 196 Таможенного закона складирование на территории свободной зоны или свободного склада осуществляется без временного ограничения.

Кроме того, Таможенным законом устанавливается сокращенная таможенная процедура.

Закон Республики Сербии о налоге на прибыль юридических лиц («Официальный вестник Республики Сербии» № 18/2010) устанавливает, что юридические лица получившие прибыль от продажи товаров и предоставления услуг на рынке обязаны уплачивать налог на прибыль юридических лиц. Размер налога составляет 10 %.

Налогоплательщиками налога на прибыль юридических лиц признаются как резиденты, так и нерезиденты. Объектом налогообложения по налогу на прибыль юридических лиц является общая прибыль резидента, или прибыль нерезидента, полученная в Сербии.

Удержание налога на прибыль юридических лиц в отношении нерезидентов в размере 20% устанавливается на определенные объекты дохода (дивиденды, доля в прибыли, проценты, прирост капитала, арендная плата и т.д.).

Льготы, предоставляемые в свободных зонах, можно разделить на три вида:

1) финансовые льготы (прямо обеспеченные государством в виде стимулирующих кредитов или инвестиционных освобождений);

2) фискальные льготы (освобождение от всех налогов для прямых иностранных инвестиций, экспортных пошлин, налога на капитальную прибыль и пр.);

3) косвенные льготы (предложение участков и инфраструктуры по ценам более выгодным, чем рыночные; обеспечение привилегированного положения на рынке; особые преференции по государственным договорам; увеличение конкуренции, пр.).

В целях развития регионов Республики Сербии, увеличения рабочих мест и привлечения инвестиций в регионы была принята Стратегия развития свободных зон в Республики Сербии на период с 2011 года по 2016 год.

Что касается изменения законодательства Республики Сербии в рамках функционирования свободных зон, Управление по свободным зонам Министерства финансов Республики Сербии, согласно стратегии развития свободных зон в Республике Сербии в период с 2011 по 2016 гг. вместе с Министерством экономики и регионального рассматривает возможность изменения системных законов, которыми предусматриваются дополнительные привилегии для предприятий, занимающихся производственной деятельностью, работает над усовершенствованием структуры и качества инвестиционного климата, оказывает поддержку по выбору наиболее благоприятного местоположения свободных зон.

Дополнительными преимуществами свободных зон Сербии являются:

- Транспортный «Коридор 10», который представляет важнейшую транспортную артерию и соединяет Сербию с Европой и Ближним Востоком;

- Соглашение о свободной торговле с Евросоюзом;

- Соглашение о свободной торговле с Россией;

- Центрально-европейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА);

-  Соглашение о свободной торговле с Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕФТА);

- Соглашение о свободной торговле с Турцией;

- Соглашение о свободной торговле с Республикой Беларусь;

- Соглашение о свободной торговле с Республикой Казахстан;

- Большое количество образованной и профессиональной рабочей силы;

- Упрощенные административные процедуры при осуществлении свободной торговли и иностранном инвестировании.

Искать на сайте

Забавное фото

1250100410_podborka_663_88.jpeg
Яндекс.Метрика