Направления пенсионной реформы в России

Участники финансового рынка направили письмо президенту России с просьбой принять участие в обсуждении правительством судьбы обязательной накопительной части пенсии. Таким образом, бурная дискуссия, связанная с выработкой ключевых направлений пенсионной реформы, выходит на максимально высокий политический уровень.
 
Напомним, при Минтруда создана рабочая группа, включающая представителей всех заинтересованных ведомств, ученых, экспертов. Работа группы завершится написанием консолидированной Стратегии развития пенсионной системы, документ должен быть готов до 1 октября.
 
Но пока до консенсуса далеко. Поводов для разногласий много - единого видения, каким должно быть будущее пенсионной системы в России, нет ни в правительстве, ни среди экспертов. Один из камней преткновения - будущее накопительного компонента.
 
Работая над проектом стратегии, специалисты старого Минздравсоцразвития предложили, как вариант, вывести накопительную схему из обязательного пенсионного страхования, сделав процесс формирования накоплений сугубо добровольным. 
 
В Минтруда, который должен доработать стратегический документ, продолжают отстаивать право выбора работников на механизмы формирования будущей пенсии. Сегодня 6% от фонда оплаты труда направляются на формирование накопительной пенсии в обязательном порядке - хочет того работник или нет. 
 
В Минтруда полагают, что у человека должен быть выбор - если он не желает рисковать своими накоплениями на фондовом рынке, он имеет право направить эти 6% на формирование страховой - солидарной - части своей пенсии, за выплаты и индексацию которой целиком и полностью отвечает государство. Этот вариант обсуждался рабочей группой на последнем заседании в 1 августа 2012 года.
 
И хотя до окончательных решений еще далеко, сама тема дала повод участникам финансового рынка и либерально настроенным экспертам снова заговорить о "схлопывании" накопления.
 
В обращении к главе государству, подписанном НАУФОР, НЛУ, НФА, НАПФ и ПАРТАД (см. справку к публикации), предложение перевести накопление в добровольный формат называют "ликвидацией накопительного компонента пенсии". 
 
Представители финансовых структур считают такой подход неконструктивным и предлагают, наоборот, обратить внимание на развитие накопления, в частности - переход к прогрессивной ставке для начисления пенсионных накоплений.
 
Той же точки зрения придерживаются и в Минфине, о чем неоднократно заявлял министр Антон Силуанов.
 
В тексте обращения также говорится о том, что предложения министерства не решат проблему дефицита Пенсионного фонда РФ для выплат пенсий нынешним пенсионерам, но отнимут у молодого поколения возможность обеспечить себе в будущем достойную пенсию.
 
"Чрезвычайно важно сохранить накопительный компонент в системе обязательного пенсионного страхования, так как это позволит всем работающим молодым гражданам России сформировать пенсионные накопления, а не только тем, кто имеет высокий уровень заработных плат. А в масштабах страны накопительная часть пенсии - это долгосрочный инвестиционный потенциал, играющий огромную роль в развитии российской экономики. 
 
Ликвидация накопительного компонента приведет к необходимости проведения многочисленных валоризаций и индексаций, что в условиях надвигающегося демографического кризиса обернется громадной налоговой нагрузкой", - считает президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Константин Угрюмов.
 
Эксперты подчеркивают, что средства накопительной пенсии сейчас являются единственным источником крупных, долгосрочных инвестиций для фондового рынка страны. Кроме того, участники рынка считают, что отмена обязательной накопительной части пенсии продемонстрирует экономическую несостоятельность страны, тем самым нанесет серьезный удар по репутации РФ. Это, в свою очередь, неминуемо приведет к оттоку капитала из российской экономики.
 
В Пенсионном фонде пояснили, что поддерживают позицию Минтруда. По словам начальника департамента актуарных расчетов и стратегического планирования ПФР Аркадия Соловьева, результаты развития накопительной части обязательного пенсионного страхования с 2004 по 2011 год и рискам накопительного компонента, говорят, что запланированного на старте реформы результата не достигнуто. 
 
За десять лет существования накопительной системы средняя сумма пенсионных накоплений - даже с учетом дохода от инвестирования на счету человека моложе 66 - не превышает 30 тысяч рублей. А показатели доходности оказались крайне низкими и значительно отстающими от инфляции: за период 2004-2011 гг. составила 337%, инфляция - 215%, результаты инвестирования госуправляющим ВЭБом - 149%, а НПФами - 159%. 
 
То есть управление средствами пенсионных накоплений как государством, так и негосударственными финансовыми институтами не дало прироста пенсионного капитала, а по сути обесценило страховые взносы, идущие на накопительную часть пенсии.
 
Поддерживать финансовый рынок за счет пенсионных денег в то время как макроэкономические прогнозы всех экспертов неблагоприятны нецелесообразно, считает один из участников заседания рабочей группы: "Нельзя забирать ежемесячно из зарплаты 6%, наперед зная, что эти деньги вернутся в виде пенсии в куда меньших объемах, чем 16%, идущие на страховую и базовую часть пенсии. Пенсионные средства для всех в мире - это длинные, но дорогие деньги. Как минимум, они должны инвестироваться с доходом выше инфляции в самые низкорисковые проекты. 
 
Сегодня управляющие такие проекты найти не могут, а объем пенсионных накоплений нарастает как снежный ком. Отвечать за приемлемый уровень пенсий всегда и при любой пенсионной системе будет государство, поэтому все риски должны быть сведены к нулю. Конечно, никто не предлагает уничтожить накопительный компонент, его надо развивать, но в корпоративном и добровольном сегментах пенсионной системы. 
 
У работодателей и работников, особенно с доходом выше среднего, должны быть стимулы и инструменты для того, чтобы они могли делать накопления в дополнение к государственной пенсии. Но принудительный порядок без гарантии адекватного возврата - это значит "вешать" все риски на население и государство - так действовать в социальной сфере нельзя".
 
Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) - общероссийская саморегулируемая организация, объединяющая компании, имеющие лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг.
 
Национальная лига управляющих (НЛУ) - саморегулируемая организация, объединяющая компании, управляющие активами паевых инвестиционных фондов (ПИФ), акционерных инвестиционных фондов (АИФ), а также пенсионными резервами, пенсионными накоплениями и другими активами.
 
Национальная фондовая ассоциация (НФА) - саморегулируемая организация, объединяющая более 240 кредитных организаций и инвестиционных компаний - профессиональных участников рынка ценных бумаг из 25 регионов России и всех 7 федеральных округов, операции которых составляют более 60% объема российского рынка ценных бумаг.
 
Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) - некоммерческая организация, объединяющая 94 организации, в том числе 70 НПФ, а также управляющие компании, спецдепозитарии и другие организации.
 
Профессиональная Ассоциация Регистраторов, Трансфер-Агентов и Депозитариев (ПАРТАД) - одна из первых саморегулируемых организаций (СРО) профессиональных участников российского рынка ценных бумаг, объединяющая ведущие регистраторы, депозитарии и специализированные депозитарии.

Искать на сайте

Яндекс.Метрика