Объем импорта в Россию стабилизировался

Рост российского импорта остановился. Уже почти год в страну ввозят примерно одинаковое количество иностранных продуктов, станков и автомобилей. Но, к сожалению, это не признак возрождения отечественной промышленности. Это, скорее, признак надвигающихся бед - экономика не может долго расти на одних государственных инвестициях.

Пока реальные доходы населения растут довольно медленно никто, кроме государства, не будет инвестировать в расширение производства. Стагнация импорта - это понятный сигнал: инвестиционная привлекательность России падает. В июне стоимость российского импорта, по оценке Банка России, составила $27,3 млрд. Это на 1,8% меньше, чем в июне 2011 года и на 1,9% меньше, чем в мае, если скорректировать эти данные на эффект сезонности.
 
Еще в марте эксперты связывали замедление роста импорта с удовлетворением отложенного спроса на автомобили и другие крупные покупки, а также с ростом спроса на отечественную продукцию. Сегодня оптимизма у них поубавилось.
 
Сергей Пухов из Центра развития Высшей школы экономики: Это сигнал о том, что российские компании не собираются инвестировать.
 
На импорт из стран дальнего зарубежья - Европы, Китая, США и других - приходится 85% российского импорта. В последние 12 месяцев импорт из этих стран колеблется в довольно узком диапазоне: $23-26 млрд, если учесть эффект сезонности.
 
53% импорта из этих стран - это продукция машиностроения, то есть различное оборудование, необходимое для создания и расширения производства. Однако с начала года импорт такой продукции замер на уровне $12 млрд.
 
То же самое произошло и с инвестициями в основной капитал. Сначала стагнацию инвестиционной активности связывали с выборами, но компании не начали инвестировать и после того, как они закончились.
 
В ЦР это связывают с закручиваем "политических гаек", которое ухудшает качество институтов и замедляет рост экономики. Это может и в дальнейшем заморозить рост инвестиций и инвестиционного импорта, которые необходимы для модернизации экономики, особенно после вступления России в ВТО.
 
Но российском импорте также сказалось создание Таможенного союза. Импорт из СНГ снижался также в течение года: если в мае прошлого года он составлял $4,2 млрд, то в мае этого года - $3,8 млрд. В июне он вырос на 6,5% к маю. Однако вряд ли это может переломить общую тенденцию в динамике импорта.
 
Владимир Тихомиров, ФК "Открытие": от стагнации импорта российские компании не выиграют
 
После кризиса импорт рос на 30-40% в год, прежде всего, из-за эффекта низкой базы. Нельзя было предполагать, что импорт будет расти такими темпами бесконечно. У стагнации импорта есть две основные причины:
 
1. Инвестиционный спрос. За первое полугодие инвестиции выросли лишь на 10%, а в этом году рост составит примерно 8%. Это далеко не те 15-20%, которые были до кризиса.
 
2. Потребительский спрос. Розничная торговля пока показывает неплохие результаты, но реальные доходы населения растут лишь на 3-4% в год. Если разложить импорт на составные части, до кризиса большую часть импорта составляли автомобили. После спада продаж во время и сразу после кризиса они вновь начали активно расти. Однако в последние несколько месяцев объем продаж автомобилей почти не растет.
 
Импорт будет расти быстрее если сильно увеличатся доходы населения или инвестиции, но этого вряд ли стоит ожидать.
 
Рубль в последние время стал более волатильным, но сейчас нет явной тенденции на его укрепление или падение. Соответственно, это не может серьезно поддержать российские компании.
 
Нет тенденций, которые бы способствовали повышению конкурентоспособности компаний.

Искать на сайте

Яндекс.Метрика