Опыт прошлого кризиса пригодился правительству этим летом: в 2008 на подготовку антикризисной программы ушло почти три месяца, сейчас хватило буквально одного.
19 июня 2012 года у первого вице-премьера Игоря Шувалова прошло совещание, на котором он поставил перед чиновниками несколько задач по разработке антикризисных планов и проектов. Спустя шесть недель почти все, порученное Шуваловым, исполнено, а часть высказанных идей уже стали законами. Настораживает только то, что по части важнейших пунктов получены крайне негативные заключения - денег не хватает, а использованные ранее инструменты не эффективны и даже вредны.
Главное - свобода рук, которую получило правительство в отношении денег Резервного фонда. По усмотрению чиновников на борьбу с кризисом может быть распределено чуть больше 600 млрд рублей, деньги придется тратить под присмотром специальной парламентской комиссии.
Но вот с остальными вопросами ясности нет. Непонятно пока, как чиновники хотят тратить эти деньги и, самое главное, как они готовы сократить расходы бюджета в случае падения цен на нефть и начала экономического спада.
Не удалось пока договориться и о масштабах помощи, которую мог бы оказать экономике главный борец с прошлым кризисом - Внешэкономбанк. Идея об увеличении его уставного капитала, а также уставных капиталов нескольких крупнейших госбанков за счет средств Фонда национального благосостояния не нашла поддержки у чиновников из Минэкономразвития и пока отложена (соответствующий документ есть в распоряжении "Финмаркета").
Предварительные итоги работы чиновников на антикризисном фронте:
Правительство сможет пользоваться деньгами Резервного фонда для борьбы с кризисом. Шувалов поручил чиновникам сделать так, чтобы ему не мешали тратить средства Резервного фонда по его усмотрению. Это уже сделано.
Владимир Путин подписал необходимые поправки в бюджетное законодательство. Чиновники имеют право теперь без внесения изменений в бюджет использовать деньги Резервного фонда для стабилизации экономики, финансового рынка и рынка труда.
Также правительство может тратить деньги Резервного фонда на обеспечение сбалансированности бюджета и сокращение долговых обязательств.
Правительство получило в распоряжение больше средств, чем изначально предлагалось. Итоговая сумма не может превышать 5% от общего объема расходов бюджета, то есть около 640 млрд руб. в соответствии с проектом бюджета на 2013 год.
Антикризисный лимит кабмина на этот год составил 200 млрд руб.
Рынок ипотеки может получить масштабную поддержку. В правительство была представлена программа по дополнительному финансированию Агентства по ипотечному жилищному кредитованию.
АИЖК представило несколько вариантов поддержки рынка кредитования: можно поддержать рынок жилья в целом, спрос на жилье или заемщиков, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах. На это уйдет от 500 до 780 млрд руб.
В Минэкономразвития этот план агентства не вызвал энтузиазма, чиновники посоветовали АИЖК оценить, что можно сделать на те средства, которые уже находятся в распоряжении агентства.
Банку России станет легче проводить сделки РЕПО. Почти реализована идея об освобождении Центрального банка от ограничений на совершение сделок РЕПО. Минфин уже подготовил поправки в законы "Об акционерных обществах", "О защите конкуренции" и "О рынке ценных бумаг". Эти поправки одобрили в ФАС, ФСФР и Минэке.
Были устранены некоторые законодательные барьеры на проведение аукционов РЕПО. По таким сделкам банки получают финансирование от ЦБ, оставляя ему в залог собственные акции, которые затем выкупает. Ограничения на размер пакетов, которые можно использовать в сделках РЕПО, теперь сняты.
Банк России будет освобожден от необходимости отвечать на публичные оферты акционеров банка, акции которого он принял в качестве залога, если вдруг у ЦБ окажется на руках пакет больше 30%.
Будет отменено и другое ограничение: юридическое лицо, приобретающее более 25% акций одной компании, должно получить согласие на сделку от ФАС. В Минфине хотят, чтобы Банк России просто уведомлял регулятора в течение 45 дней, причем в удобной для ЦБ форме.
ВЭБу денег не дадут. Чиновники на совещании у Шувалова обсуждали также возможность увеличения уставного капитала ВЭБа и крупных коммерческих банков с помощью средств Фонда национального благосостояния и Банка России.
Это была идея Минфина, который предложил разрешить ВЭБу использовать средства ФНБ в случае ухудшения ситуации в экономике, в том числе путем вхождения в капитал коммерческих банков.
Минэкономразвития выступило против и уточнило, что на депозитах Внешэкономбанка может быть размещено не более 655 млрд руб. из средств фонда.
ЦБ никаких предложений по повышению капитализации ВЭБа и коммерческих банков в правительство не внес.
Кредитное сжатие. Чиновники попросили экспертов из Высшей школы экономики изучить опыт борьбы с кредитным сжатием, которое загнало американскую экономику в Великую депрессию в 30-х годах прошлого века.
России кредитное сжатие не грозит, - ответили эксперты. Предложение денег в стране обеспечивает Банк России и он не повернется спиной к национальной экономике.
Правда, эксперты нашли другую проблему - нехватку длинных денег, которые нужны для реализации крупных промышленных и инфраструктурных проектов.
Эксперты ВШЭ советуют бороться с этой проблемой двумя способами: контролировать кредитование физических лиц, бурный рост которого усугубляет проблему нехватки длинных денег. А также расширить инвестиционные возможности для пенсионных фондов, страховых организаций и других небанковских организаций, имеющих доступ к длинным деньгам.
В случае, если кредитное сжатие все-таки начнется, то российскую экономику может и должен спасти ЦБ.
Есть еще одно важное поручение, которое пока не выполнено. Минфин и Минэкономразвития должны представить правительству антикризисный вариант бюджета на 2013 год, сверстанный исходя из "сценарных условий кризиса":
-
нефть по $60 за баррель;
-
курс по 45 рублей за доллар;
-
падение экономики на 0,6% за год;
-
падение потребительского спроса на 2%.
Очевидно, что сверстать такой вариант бюджета будет очень непросто: потери бюджета от такого снижения цен на нефть составят почти 2 трлн рублей или 3 с лишним процента ВВП.
Это значит, что именно на эту сумму придется сократить расходы (сейчас около 13,4 трлн рублей) бюджета или потратить в 2013 году половину резервов правительства (сейчас около $145 млрд или 4,6 трлн рублей по текущему курсу).
Борьба с прошлым кризисом обошлась властям в 3 трлн рублей, еще около 6 трлн ЦБ потратил на бессмысленную операцию по поддержке курса рубля осенью 2008 года. Главный удар по экономике в тот раз был нанесен именно острой нехваткой денег и кредитным сжатием. Западные банки, у которых российские коллеги занимали значительные средства, закрыли лимиты. Эта нехватка сделала посткризисное восстановление долгим и мучительным.
Оно не закончено до сих пор: импорт промышленного оборудования и инвестиционный спрос так и не вернулись к докризисным значениям.