Сценарии экономического развития России

Основой антикризисной программы правительства должен стать специальный вариант бюджета на случай резкого падения цен на нефть.  
 
Поскольку доходы от продажи нефти составляют сейчас половину всех доходов бюджета, считалось, что кризисное планирование выльется в тяжелую и безрадостную резню расходов. Однако Минэкономразвития, которому была поручена вся предварительная работа, разработало сценарий, при котором бюджет будет тратить даже больше, чем при высоких ценах на нефть (копия документа имеется в распоряжении "Финмаркета"). И это, по замыслу министра Андрея Белоусова, должно сгладить последствия кризиса для экономики.
 
Оплатить операцию придется населению, которому придется минимум год прожить с курсом 46 рублей за доллар и инфляцией почти в 12%, подсчитало министерство.
 
Два сценария кризиса
 
Наряду с базовым "умеренно-оптимистичным" сценарием (он заложен в проект "обычного", не антикризисного бюджета), Минэкономразвития разработало два сценария разной степени пессимистичности. О том, какой из трех вариантов более реалистичен, сейчас остается только спорить.
 
"Оптимистичный вариант" предполагает, что: Европа каким-то чудесным образом избежит углубления рецессии и разрастания кризиса.
 
Для этого членам еврозоны нужно пройти между Сциллой и Харибдой - ювелирно снизить дефициты бюджета, чтобы это, с одной стороны, позволило снизить цену заимствований, а с другой - не подорвало окончательно экономический рост.
 
Причем все страны должны действовать согласованно, вне зависимости от их совершенно разных экономических интересов и политических проблем.
 
Тогда мировая экономика будет расти бодрыми темпами (4% в год), а цена на нефть останется на уровне $100 за баррель.
 
Согласно сценарию "мягкого кризиса" (в документе Минэкономразвития он именуется "вариант А"):
  • остановить разрастание долгового кризиса не удастся. То та, то другая страна, охваченная рецессией, будет испытывать трудности с выплатой долга. Попытки бюджетной консолидации (снижения дефицита бюджета) будут загонять страны еще глубже в рецессию. Пострадает не только юг Европы, но и развитые экономики центра и севера;
  • однако европейским лидерам удастся договориться о плане спасения. За дело возьмется Европейский ЦБ и антикризисные фонды, которые в режиме пожарной команды будут тушить очаги кризиса, спасая банки, снижая остроту долговых проблем и поддерживая спрос;
  • некоторые экономики продолжат расти и станут точками опоры для бедствующего континента, что предотвратит перерастание кризиса в неконтролируемый процесс;
  • закончится все стагнацией экономики ЕС (слабый рост в 0,3-0,7% после 2014 года). Сильно пострадают от падения спроса и недостатка банковского фондирования страны СНГ и Восточной Европы. БРИК и США также замедлятся, а цена на нефть на некоторое время упадет до $75-80, но затем вновь начнет расти;
  • темпы роста российской экономики в 2013 году могут замедлиться до 0,5-1,2%, а затем выйдут на траекторию 3-3,7% в год;
  • курс доллара в 2013 году (временно) подскочит до 37 рублей, инфляция (не надолго) вырастет до 8,6%, темпы роста доходов населения снизятся в реальном выражении до 1%. 
Наконец, разработан сценарий А2, в общих чертах повторяющий показатели глобального кризиса 2008-2009 годов. По нему:
  • бедствующие страны ЕС не могут восстановить платежеспособность, несмотря на снижение дефицитов бюджетов, а европейские лидеры - договориться о спасении евро;
  • стоимость гособлигаций падает, что вызывает острый кризис банковской системы - главного держателя этих облигаций. Кризис распространяется на весь ЕС;
  • ЕЦБ и антикризисные фонды не могут действовать из-за разногласий политиков. В результате, после долгих и безуспешных переговоров, богатые страны Европы предпочитают договориться о новом монетарном союзе без участия "слабых", нежели жертвовать своими интересами ради их спасения. Администрация США не вмешивается и наблюдает за падением Европы со стороны;
  • потери банков США, БРИК и Японии также велики. Мировая экономика растет всего 1,2%, экономика ЕС падает на 2,8% и долго не может восстановиться, в США также начинается рецессия;
  • происходит резкое падение цен на нефть. Это связано не только с падением спроса со стороны США, Китая, Индии и Европы, но и с действиями инвесторов на рынке производных нефтяных бумаг. Главные среди них - Morgan Stanley и Goldman Sachs, потеряв деньги в Европе, начнут выводить инвестиции и из нефтяных бумаг, что вызовет обвал цен на сырье;
  • цены падают ниже $60 за баррель в первой половине 2013 года. Среднегодовая цена в этом году - точно такая же, какая была в 2009 году - $60.
Россию немедленно накрывает давно ожидаемая (и на сей раз настоящая) вторая волна кризиса. Экспортная выручка выводится из страны, не задерживаясь. В 2013 году доходы от экспорта падают на 31% (в 2009 году было 36%). Начинается лавинообразная девальвация. Экономика падает также сильно, как европейская.
 
"Катастрофический вариант", при котором США сами себя загоняют в глубокую (4%) рецессию (в случае, если республиканцы и демократы не смогут договориться о преодолении "фискального клиффа" - запланированного на 2013 год резкого снижения расходов бюджета), Минэкономразвития не рассматривало из-за "низкой вероятности".
 
Главное отличие сценария А2 от кризиса 2009 года - спад экономики будет не таким глубоким, инвестиции, хотя и снизятся, но не прекратятся вовсе.
 
Причина - балансирующий механизм в виде гибкого курса рубля и готовность государства (по крайней мере в лице Минэкономразвития) этот механизм применить на полную мощность.
 
Девальвация, по подсчетам министерства, в этом случае будет намного глубже, чем в 2009 году, когда ЦБ и правительства боролись за крепкий рубль до последнего, потратив $200 млрд.
 
На сей раз, по мнению министерства, ЦБ будет сторонним наблюдателем роста доллара (15-16% в реальном выражении против 5,6% в 2009 году) и займется минимизацией последствий повышения инфляции (почти 12%). Доллар будет стоить 46 рублей.
 
Безработица вырастет меньше, чем в 2009-ом, а вот реальные доходы населения упадут (в 2009 году наблюдался их слабый, но рост).
 
Как и 4 года назад, в 2013-ом вырастет склонность к сбережениям (причем граждане из-за девальвации будут предпочитать долларовые активы, что усилит отток капитала).
 
Потребительская активность, а вместе с ней и торговля, напротив, упадут.
 
Отток капитала ($80 млрд за год) и снижение экспорта не приведут к тому, что в стране впервые за долгие годы станет отрицательным текущий счет - после девальвации импорт просто рухнет, что обеспечит сохранение торгового профицита.
 
Восстановление не займет 3 года, как в прошлый раз - уже через год, как только начнут расти цены на нефть (из-за снижения добычи странами ОПЕК), основные параметры "полета" будут в норме. Рост уже в 2014 году может составить 2-2,9%.
 
Проблема только в том, что граждане и бизнес дорого заплатят за кризис - доходы в 2015 году будут ниже на 17 процентных пунктов, чем были бы в случае отсутствия кризиса, что, как пишет Минэкономразвития, вызовет "нежелательные социальные последствия".
 
Но, если положение граждан, вынужденных платить "инфляционный и девальвационный налоги", ухудшится, то положение бюджета, напротив, улучшится. А потому министерство предлагает использовать бюджет для смягчения последствий кризиса.
 
Бюджетный маневр в условиях турбулентности
 
Доходы бюджета из-за снижения цен на нефть упадут в обоих сценариях кризиса.
 
Снижение на $1 цены на нефть означает для российского бюджета потери в 70-75 млрд руб. (по оценке Минэкономразвития).
 
Следовательно, по "варианту А" (падение цен на нефть до $80 за баррель) казна должна потерять около 1,4 трлн руб., а по "варианту А2" ($60 за баррель) - почти 3 трлн руб. Однако из-за девальвации и высокой инфляции рублевые потери окажутся значительно ниже.
 
При "мягком кризисе" бюджет потеряет 150-300 млрд рублей, при "жестком" - 1,1-1,2 трлн рублей.
 
Возникший дефицит бюджета будет покрыт за счет резервов, как и в 2009 году. "Вариант А2" за год уменьшит их, как минимум, на четверть: сейчас там примерно 4,6 трлн рублей, а останется около 3 трлн.
 
Но Минэкономразвития считает, что бюджет в кризис может потратить и больше, чем запланировано на случай, если этого кризиса не будет.
 
В 2009 году антикризисная программа обошлась правительству в 1 трлн рублей, сейчас она будет намного дороже.
 
Только индексация пенсий, пособий и зарплат бюджетников, исходя из инфляции на уровне 11% в год, потребует около 1,5 трлн рублей. Вслед за зарплатами бюджетников вырастут и зарплаты в других отраслях. Это простимулирует спрос и торговлю.
 
Увеличение госинвестиций будет стоить еще столько же. Госинвестиции смогут частично возместить потери от уменьшения инвестиционной активности бизнеса и снижения кредитования.
Если проводить такую активную бюджетную политику, то, как уверено Минэкономразвития, последствия кризиса будут намного мягче:
  • спад ВВП в 2013 году будет на 0,6 п.п. меньше;
  • падение инвестиций - на 2,3 п.п. меньше;
  • спад в торговле - на 1,2 п.п. меньше.
Сравнение основных макроэкономических параметров при сценарных прогнозах
 

Искать на сайте

Яндекс.Метрика