По итогам ноября 2010 года Россия опустилась со второго на третье место в рейтинге продаж новых автомобилей среди европейских стран. В России в этом месяце было продано 189 тыс. машин, тогда как в Германии - 262 тыс. авто, а во Франции - 193 тыс. штук, приводит данные Ассоциация европейских автопроизводителей (ACEA). В прошлом месяце Россия обогнала по продажам Францию.
Буквально в октябре российскому авторынку удалось опередить Францию и подняться на второе место в Европе по месячным продажам. Однако удержаться на вершине не удалось, даже несмотря на самый высокий рост в ноябре с начала кризиса. Продажи новых легковых и легких машин выросли на 80% или почти на 82 тыс. машин. Для сравнения, в октябре рост составил 62%. Не помогло России и почти 10%-ое падение спроса в ноябре в европейских странах.
В России увеличение спроса объясняется действием утилизационной программы и общим восстановлением авторынка, в Европе стимулирующие меры уже завершены, что в первую очередь и вызвало падение автопродаж.
Эксперты ожидали, что Россия уже в 2008-м году станет крупнейшим авторынком в Европе. Однако кризис спутал все карты. По итогам 11-ти месяцев Россия занимает всего лишь пятое место в Европе, и такое же место, судя по прогнозам европейских ассоциаций, достанется ей и по итогам 2010 года.
Топ-5 крупнейших авторынков в Европе
Место
|
Европа |
Продажи новых машин на 11 мес. 2010 года. Источник: ACEA |
Продажи по итогам 2010 года. Источник: прогноз ассоциаций производителей разных стран |
1. |
Германия |
2,68 млн |
2,92 млн |
2. |
Франция |
2,034 млн |
2,2 млн |
3. |
Великобритания |
1,907 млн |
2,03 млн |
4. |
Италия |
1,83 млн |
1,95 млн |
5. |
Россия |
1,706 млн |
1,9 млн |
Продажи автомобилей в Европе падают восьмой месяц подряд, однако темпы снижения начали замедляться. Спрос на новые автомобили в Европе в ноябре снизились на 6,5% и составил 1,107 млн новых автомобилей. Наибольший спад в ноябре пришелся на Грецию, где рынок просел на 62%, и Испанию - падение 25%. За 11 месяцев продажи в Европе упали на 5,7%. Как отмечают в Европейской ассоциации автопроизводителей (АСЕА), отрицательный результат обусловлен завершением утилизационных программ в странах Западной Европы, где "эко-стимулы" обеспечивали высокий уровень продаж практически весь прошлый год. Так, на ноябрь 2009 года пришелся наибольший рост за веcь прошлый год (+25,7%).
Надежда на Германию
Что касается лидирующей пятерки, то в Германии продажи продолжают падать 12 месяцев подряд. В ноябре немецкий авторынок сократился на 6%, а за 11 месяцев - на 25% до 2,68 млн штук. Однако в Ассоциации автомобильной промышленности Германии (VDA), отмечают, что уже третий месяц подряд фиксируется рост заказов, в связи с чем аналитики ожидают увеличения продаж. О восстановлении рынка также свидетельствует смещение спроса в сторону автомобилей среднего класса, тогда как сегмент компактных машин сокращается. Всего по итогам года, согласно прогнозу VDA, в Германии будет продано около 2,92 млн. машин, что примерно на 23% ниже результата 2009 года (3,8 млн. шт.). В 2011 году в VDA ожидают дальнейшего восстановления немецкого авторынка, который в будущем году может достигнуть в 3,1 млн. легковых машин, превысив тем самым уровень 2008 года.
Франции не помогают маленькие "эко-бонусы"
Франция, второй крупнейший рынок в Европе, показывает отрицательную динамику продаж седьмой месяц подряд. В ноябре продажи упали на 10,8%, а по итогам 11 месяцев на 2,4% до 2,023 млн машин. Как отмечают во французской торговой палате (CCFA), падение авторынка объясняется высокими продажами в прошлом году, когда подходила к концу утилизационная программа. Между тем, во Франции по-прежнему предлагаются "эко-бонусы" в размере 500 евро (в прошлом году было 1000 евро). По прогнозу CCFA, в нынешнем году будет продано 2,2 млн. машин - примерно на 3% меньше, чем годом ранее (2,268 млн шт.).
В Британии оживление
В Великобритании продажи автомобилей падают пятый месяц подряд. В ноябре они снизились на 11,3%. Однако, если не учитывать 35,4 тыс. машин, проданных в ноябре прошлого года по программе утилизации, то нынешний результат в ноябре на 14% превосходит прошлогодний. За 11 месяцев было продано 1,907 машин, что на 3,4% больше, чем годом ранее. Оживление британского авторынка в конце года в SMMT связывают с ростом корпоративных продаж на 10,7%, а также грядущим повышением с января 2011 года налога на добавленную стоимость. По прогнозам SMMT, в 2010 году продажи автомобилей в Великобритании покажут небольшой рост - примерно на 2% до 2,03 млн. машин.
В Италии полный крах
Автомобильный рынок Италии показывает отрицательную динамику восьмой месяц подряд - по итогам ноября на 21,1%. По данным Итальянской ассоциации автопроизводителей (ANFIA), за 11 месяцев продажи автомобилей в этой стране снизились на 8,2% и составили 1,829 млн. Эксперты прогнозируют дальнейшее снижение продаж, которое продлится как минимум до марта будущего года. По прогнозу ANFIA, всего в 2010 году на итальянском авторынке будет реализовано 1,94 - 1,95 млн. машин, то есть на 10% меньше, чем в прошлом году. В ассоциации считают, что на докризисный уровень итальянский авторынок вернется не ранее 2014 года.
В России неожиданно высокий рост
В России продажи новых автомобилей с начала года увеличились на 28%. По прогнозам AEB, в 2010 году россияне купят примерно 1,9 млн машин, а рынок вырастет на 30%. Таким образом, по объемам Россия вплотную приблизилась к Италии и Великобритании. Если европейские страны продолжат падение, то у России появится шанс продвинуться в рейтинге как минимум на четвертое или третье место в 2011-м году. В следующем году эксперты ожидают несколько меньших темпов роста: российский авторынок вырастет на 15-25%.
Неожиданно более быстрое восстановление российского рынка после кризиса позволит России выйти на докризисный уровень - 2,8 млн. легковых и легких коммерческих автомобилей - уже в 2013 году, считают в «Автостате». Ранее эксперты ожидали, что на восстановление рынка до уровня 2008 года потребуется больше времени.