В 1992 году после распада СССР России не удалось сохранить единое рублевое пространство, так как бывшие союзные республики как независимые государства стали проводить денежные реформы для создания собственных национальных денежных систем.
Это заставило Россию осуществить собственную денежную реформу с целью «отсечения» наличной денежной массы стран ближнего зарубежья, где еще обращались советские денежные знаки.
Сначала из обращения изымались банкноты Государственного банка СССР, государственные казначейские билеты СССР и на территории России функционировали только банковские билеты (банкноты) Банка России и металлические монеты.
Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами государством не устанавливалось.
С 24 июня 1993 года в обращении остались только банкноты Банка России образца 1993 года номиналом в 100, 200, 1000, 5000 и 50 000 рублей.
Денежная реформа 1992 — 1993 годов сформировала российскую денежную систему, но она не ставила задачи оздоровления денежного обращения и укрепления позиций национальной валюты.
В стране раскручивалась гиперинфляция, нарастал, бюджетный дефицит, сокращался реальный сектор экономики и объем ВВП.
В ходе денежной реформы в России менялись виды денежных знаков, их обеспечение, была отменена фиксация золотого содержания банкнот, стали применяться другие методы регулирования денежной массы, инфляции, курса рубля по отношению к иностранной валюте.
В конце 1997 года Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации объявили о деноминации — изменении нарицательной стоимости денежных знаков с одновременным соответствующим изменением масштаба цен в соотношении 1 : 1000. Целью деноминации являлись упорядочение денежного обращения, облегчение учета и расчетов в стране.
Деноминация рубля должна была стать завершающим этапом стабилизации денежного обращения в стране после перехода к рыночной экономике, свободным ценам, гиперинфляции 90-х годов. Однако августовский кризис 1998 года сорвал временную стабилизацию денежного обращения.
Мировая практика показывает, что денежные реформы проводятся по экономическим причинам (в связи с необходимостью стабилизировать денежное обращение для поддержания экономического роста, укрепления финансовой системы, курса национальной валюты) либо по политическим причинам (в связи с изменением государственного устройства, созданием новых государств, необходимостью укрепления доверия к национальной валюте).
По форме денежные реформы могут быть конфискационными или неконфискационными в зависимости от задач, которые решаются при их проведении.
Успешное преобразование денежных систем всегда определяется наличием экономических и политических предпосылок, глубиной проводимых мероприятий по укреплению экономики и упорядочению денежного обращения страны.
С конца XX века большая часть денежных реформ сводилась к частичному преобразованию денежных систем, которое имело локальный кратковременный эффект, так как при высоком уровне глобализации и интеграции хозяйств на проведение данных мероприятий большое влияние оказывают внешнеэкономические факторы.
< Предыдущая | Следующая > |
---|