Рассмотрим проблемы обеспечения качественного и устойчивого экономического роста и модернизации в России.
К началу XXI века экономика России оказалась на крайне неблагоприятной стартовой позиции. Произошел масштабный структурный, сырьевой перекос в экономике. Это было результатом подчинения внутренней политики требованиям зарубежного капитала, внешнего рынка.
Если в 1995 г. в объеме российского экспорта в страны дальнего зарубежья минеральные продукты занимали 40 %, то в настоящее время – более 60 %. Основные доходы, поддерживающие экономику и благосостояние людей, в значительной мере обеспечиваются экспортом нефти и газа. Несомненно, предпосылки такого структурного перекоса возникли еще в 1980-е гг., но советская экономика (в отличие от нынешней) была комплексной.
Даже в период падения цен на нефть в 1987 г. с 27 до 15 долл. за баррель ВВП страны устойчиво рос вплоть до 1990 г. Характерной чертой политики при всех тогдашних ее недостатках была все-таки линия на развитие машиностроительного сектора. Доля машин, оборудования и транспортных средств в экспорте СССР в 1965 г. составляла 20 %, в 1970 г. – 21,5, в 1975 г. – 18,7, в 1980 г. – 15,8, в 1986 г. – 15 %.
В российском экспорте в 2003 г. она была равна 9 %, в 2007 г. только 7,1 %. За прошедшие десятилетия основные фонды серийных предприятий не обновлялись. Их износ составляет более 75 %. Государственный заказ на разработки высоких технологий уменьшился в десятки раз. Отсутствие оплаченного спроса на отечественную высокотехнологичную продукцию на внутреннем рынке фактически разорило ряд производств.
Новых владельцев предприятий интересовало не развитие и обновление товарного ряда, а получение максимальной прибыли, в том числе путем передачи в аренду и продажи основных фондов в ущерб основному производству. Выживали в основном предприятия, ориентированные на зарубежный рынок или имеющие уникальные производства востребованных товаров.
Таким образом, отставание отечественной науки в силу системного экономического кризиса значительно увеличилось.
В этих условиях задача обеспечения качественного экономического роста и модернизации равноценна выживанию страны в современном мире и она многократно сложнее для России, чем для стран, которые подобную задачу решали во второй половине XX в.
Глобальный мир и информационное общество, сформированное в передовых развитых странах, существенно ограничивают возможности других стран и социумов достичь соответствующего уровня экономической эффективности и социального благосостояния. Ибо конкурентное пространство в передовых, высокотехнологичных отраслях, определяющих лицо инновационной экономики, в основном уже занято, жестко контролируется и отстаивается.
Единственный путь для обеспечения качественного экономического роста и модернизации в России – прорывы в теории и практике современной науки, на ведущих направлениях фундаментальных и прикладных исследований в сфере высоких технологий, в которых Россия все еще сохраняет определенный потенциал.
Но инновационная экономика России будет иметь перспективу, если на определенных направлениях будет достигнута эффективная интеграция науки и производства, а в результате удастся превзойти (причем значительно) мировой уровень конкурентоспособности.
Для выхода на траекторию опережающего инновационного развития государство должно создать условия, при которых:
– каждое предприятие, обладающее возможностями освоения новых технологий в перспективных направлениях экономического роста, могло бы получить доступ к долгосрочному кредиту;
– любой научно-исследовательский коллектив, создающий новые технологии, мог бы получить финансирование на реализацию своих проектов;
– ученые, работающие в ключевых направлениях становления нового технологического уклада, и вузы, готовящие специалистов соответствующего профиля, имели бы достаточное финансирование для реализации своего творческого и образовательного потенциала;
– каждая фирма, осваивающая новые технологии, могла бы получить доступ к кредитам на проведение необходимых НИОКР и к регулируемым государством рынкам сбыта своей продукции;
– потребители были бы заинтересованы в приобретении новой высокотехнологической продукции отечественного производства;
– субъекты хозяйствования имели бы удобный доступ к научно-технологической информации и могли видеть перспективы развития своей сферы деятельности, своевременно осваивать передовые технологии.
Сама по себе модернизация – сложный и длительный процесс, сопряженный с преобразованием социальной структуры, перемещением на первый план новых социально-профессиональных групп, составляющих основу информационной экономики и обладающих большей «экономической и социальной энергетикой».
В свою очередь, это обусловливает необходимость соответствующей реорганизации модели распределения доходов и собственности, способной привести к росту мотивации и благосостояния, равно как консолидация общества, преодоление охватившего его нравственного кризиса. На данном этапе указанные проблемы имеют первостепенное значение.
Несмотря на достижения последних лет модель распределения собственности и доходов, сформировавшаяся в 90-е гг. в России фактически не претерпела каких либо существенных изменений. Она мало взаимосвязана с задачами обеспечения качественного экономического роста и модернизации в России, формирования новой экономики и социального государства.