Индекс потребительских настроений

Как известно, в рыночной экономике рядовой потребитель является главной фигурой. Следовательно, потребительское поведение – основной фактор экономики.

Именно с целью изучения намерений, настроений и поведения потребителя по инициативе Джорджа Катоны из Мичиганского университета в 1946 году начали проводиться опросы потребителей, ставшие сейчас уже не только в США, но и во многих других европейских странах повседневной практикой.

Анализ поведения потребителей посредством индекса потребительских настроений дает ответ не только на вопрос, будет ли население тратить, но и на более общий вопрос об уровне оптимизма в отношении будущего социально-экономического развития страны в целом.

Сегодня в индекс потребительских настроений (ИПН) входит десяток макроэкономических показателей, на основании которых исчисляет свои прогнозы Бюро экономического анализа, действующее под эгидой министерства торговли. Таким образом, в США анализом потребительских настроений занимается государство. В настоящее время ИПН входит в группу лидирующих показателей, прогнозирующих поведение граждан в отношении сбережений.

Интенсивное использование индекса потребительских настроений в экономической и политической жизни США началось в 70-е годы. На сегодняшний день индекс потребительских настроений определяют и анализируют в десятках стран Западной и Восточной Европы.

Индекс потребительских настроений строится на основе систематических социологических опросов населения. Вопросов может быть задано много, но для построения индекса используются ответы на пять основных:

1. Как изменилось материальное положение вашей семьи за последние шесть месяцев?

2. Как, по вашему мнению, изменится материальное положение семьи в предстоящие шесть месяцев?

3. Как вы считаете, следующие 12 месяцев для экономики страны будут хорошим или плохим временем?

4. Следующие пять лет будут хорошим или плохим временем для экономики страны?

5. Сейчас в целом хорошее или плохое время для того, чтобы делать крупные покупки для дома?

На основании ответов респондентов на каждый вопрос строятся частные индексы, которые отражают динамику отдельных факторов, формирующих потребительское поведение населения. Частные индексы строятся по следующей процедуре: из доли положительных ответов вычитается доля отрицательных и к этой разнице прибавляется 100, чтобы исключить, появление отрицательных величин. Совокупный индекс рассчитывается как средняя арифметическая из частных индексов.

Значения индекса могут изменяться в пределах от 0 до 200. Значение индекса равно 200, когда все население положительно оценивает экономическую ситуацию. Индекс равен 100, когда доля положительных и отрицательных оценок одинакова. Снижение индекса ниже 100 означает преобладание негативных оценок в обществе.

Каждый из частных индексов интересен при анализе отдельных составляющих процесса формирования и реализации потребительского спроса.

Однако наибольший интерес представляет совокупный индекс – индекс потребительских настроений. Его отдельными компонентами являются индекс текущего состояния экономики (ИТС), который исчисляется усреднением ответов на первый и пятый вышеперечисленные вопросы, и индекс экономических ожиданий (ИЭО), являющийся усреднением ответов на второй и четвертый вопросы.

Необходимо отметить, что ИПН и его составляющие индексы характеризуют отдельные мнения действующих на рынке людей. Это делает индекса потребительских настроений независимым показателем, отражающим динамику экономического развития страны.

Искать на сайте

Забавное фото

1245153620_podborka_622_140.jpeg
Яндекс.Метрика