История и содержание моделей эндогенного экономического роста

Прорыв в экономической теории произошел в середине 1980-х гг. в результате возникновения так называемой новой волны теорий экономического роста.

Первые ее теории концентрировались на поиске внутренних источников постоянного роста и связывали его возможность с поведенческими параметрами модели. Экономический рост, таким образом, получал объяснение с точки зрения источников внутри модели. А модели, разрабатывающие теорию роста с этих позиций, получили название эндогенных теорий экономического роста.

Следует отметить, что первые модели эндогенного экономического роста во многом опирались на разработки 1960-х гг., опередившие свое время и тогда не востребованные, в частности, на работы в области теории человеческого капитала, модели Эрроу и Узавы.

Авторами основных работ первого периода новой волны были Пол Ромер, Роберт Лукас и Сержио Ребело. Разработанные ими модели объясняли источники экономического роста с помощью внешних эффектов обучения на практике и человеческого капитала. Несмотря на упрощенность подходов, эти модели стали базовыми для трактовки эндогенного экономического роста.

Вторая серия моделей новой волны сосредоточилась на объяснении происхождения технического прогресса и детальной разработке структуры возникновения и реализации инноваций. Эта группа моделей эндогенного экономического роста получила название Research & Development. Наиболее фундаментальными из этой группы стали модели Ф. Агиона и П. Хауитта, Гроссмана и Хелпмана и Пола Ромера.

Не вдаваясь в подробности математического описания содержания моделей эндогенного экономического роста, вкратце сформулируем следующие из них выводы.

1. Постоянный экономический рост возможен только на основе накопления человеческого капитала через образование.

2. Темпы экономического роста находятся в прямой зависимости от величины человеческого капитала, сосредоточенного в сфере получения нового знания. А это означает, что сфера НИОКР влияет на экономику не только непосредственно, через новые прикладные идеи и разработки.

3. Любое искусственное сдерживание процесса получения нового знания по чисто экономическим мотивам рано или поздно отразится на показателях экономической динамики. Просто в силу сокращения аккумулированного в сфере НИОКР человеческого капитала и, как следствие, в силу сокращения «площади поверхности» этой сферы, на которой генерируются новые плодотворные прикладные идеи и разработки.

Искать на сайте

Забавное фото

1302620178_00.jpeg
Яндекс.Метрика