Формы и методы планирования на уровне хозяйствующих субъектов зависят от их организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности и других факторов.
Для коммерческих организаций основным предполагаемым финансовым результатом деятельности является прибыль.
Выделяют различные типы финансовых планов: стратегические и текущие, долгосрочные и краткосрочные.
Стратегический финансовый план разрабатывается исходя из целей ведения бизнеса, с учетом макроэкономических процессов в экономике, финансовой политике государства, в том числе налоговой, таможенной политики; состояния и развития финансовых рынков, инвестиционных, инфляционных процессов и т. п. Как правило, стратегические планы составляют коммерческую тайну предприятия.
Стратегический план должен давать ответы, по крайней мере, на следующие вопросы:
· каков размер требуемого предприятию капитала, из каких источников и в какие сроки планируется его привлечь;
· каким образом будет использоваться этот капитал;
· может ли предприятие развиваться, опираясь на собственные силы, и если нет, то каковы возможные источники привлечения финансовых ресурсов;
· на какие уровни поступления денежных средств, рентабельности производства и доходности инвестиций может выйти предприятие и в какие сроки?
Текущие финансовые планы разрабатываются с учетом прогнозных тенденций и в конечном итоге принимают форму баланса доходов и расходов предприятий, в котором отражаются все стороны его предполагаемой финансово-хозяйственной деятельности, определяются направления обеспечения наивысшей рентабельности, сферы наиболее эффективного вложения ресурсов, источники финансирования инвестиций и др.
Главными функциями текущего планирования являются:
· определение объема финансовых ресурсов и их источников для осуществления: 1) производственной деятельности; 2) инвестиционной деятельности; 3) маркетинговой деятельности; 4) научно-проектной и изыскательской деятельности; 5) социальных проектов;
· планирование себестоимости производства и реализации продукции (работ, услуг);
· планирование денежных потоков;
· планирование (прогнозирование) прибыли от деятельности предприятия в целом;
· планирование доходности инвестиций.
Долгосрочные и краткосрочные планы отличаются не только масштабом, но и целями планирования. Если главной целью долгосрочного планирования является определение допустимых с позиции финансовой устойчивости темпов расширения фирмы, то целью краткосрочного планирования является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия.
Финансовое планирование представляет собой процесс, включающий в себя различные этапы, элементы, процедуры и т. д.
Выделяют следующие этапы финансового планирования:
- исследование финансовых результатов деятельности предприятия;
- разработка прогнозных вариантов финансовых отчетов на основе изменения оперативных планов;
- определение конкретной потребности предприятия в финансовых средствах для обеспечения выполнения плановых заданий;
- прогнозирование структуры и источников финансирования, в том числе собственных источников и внешних источников финансирования;
- создание и поддержание системы управления финансами предприятия;
- разработка процедур оперативного изменения сформированных планов.
Современные методы планирования в качестве одного из подходов включают разработку бизнес-планов, представляющих собой по сути модели реализации определенной идеи, программы, проекта и т. д. Существуют разные подходы как к технике разработки бизнес-плана, так и к степени детализации, глубине проработки вопросов, его структуры. Однако независимо от того, как решаются указанные выше вопросы, неотъемлемой частью бизнес-плана выступает финансовый план, в котором планы по маркетингу, оперативной деятельности, правам собственности и другим аспектам функционирования предприятия выражены в стоимостных показателях.
Финансовый план выступает в качестве инструмента финансового обеспечения всей деятельности предприятия и одновременно характеризует финансовые результаты этой деятельности.
Финансовый план в составе бизнес-плана разрабатывается по следующим основным направлениям:
- разработка проектных показателей освоения рынков и предполагаемого объема продаж;
- расчет различных видов себестоимости (полной, усеченной, в том числе производственной, прямой и др.);
- проектирование годовых потоков денежных средств и определение финансовых результатов, что предполагает прогнозы динамики поступления выручки, изменения дебиторской и кредиторской задолженности, оптимизацию налоговых платежей и т. п.;
- расчеты по прибыли должны согласовываться с текущим и перспективным потенциалом предприятия, а также с ограничениями, которые определяются в других разделах бизнес-плана;
- определение необходимых размеров инвестиций, источников финансовых ресурсов по расширению производства, их эффективности и воздействия на прибыль.
При разработке финансового раздела бизнес-плана необходимо учитывать, что предприятиям различных отраслей, сфер деятельности присущи специфические финансовые характеристики. Для одних типичным может быть относительно высокая задолженность по краткосрочным займам, для других — по долгосрочным. Может быть разной и оборачиваемость активов и отдельных их элементов, и рентабельность, и эффективность использования имеющихся у предприятия средств.
Таким образом, финансовый план, равно как и собственно процесс его разработки, следует рассматривать как систему творческого анализа, обобщения и взаимоувязки финансовых показателей всех сторон деятельности и развития предприятия.
Сведение планирования к разработке формальной модели деятельности предприятия и на ее основе определению системы плановых финансовых показателей, что зачастую используется на практике, можно рассматривать лишь как рабочую схему финансового планирования.
Следует иметь в виду, что в процессе финансового планирования должны учитываться многие неформализуемые факторы, которые повышают жизнеспособность финансового обеспечения функционирования предприятия.