Функции и виды налогов

 

Сущность и внутреннее содержание налогов проявляется в их функциях, в той «работе», которую они выполняют. Различают сле­дующие функции налогов (рис. 1).

Рис. 1. Взаимоувязка функций налогов

Фискальная функция. Свое название она получила в Древнем Риме, где на рынках специальные сборщики ходили с большими кор­зинами, которые назывались «fiscus», куда откладывали часть товаров, продававшихся торговцами. Это был своего рода сбор за право тор­говли. Собранные товары переходили в собственность монарха (государства). Фискальная функция реализует ныне основное предназначе­ние налогов — формирование финансовых ресурсов государства, бюд­жетных доходов.

Однако реализация фискальной функции налогов имеет объек­тивные и субъективные ограничения. При недостаточности налого­вых поступлений и невозможности сокращения государственных рас­ходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, ре­гиональным, местным займам. Размещение займов приводит к обра­зованию государственного долга.

Между налогами и займами формируется противоречивая взаи­мосвязь. Обслуживание государственного долга за счет бюджета по­требует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов). С другой стороны, рост налогового бреме­ни вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вы­зовет рост недовольства налогоплательщиков, что побудит к разме­щению новых займов. Возникает опасность становления «финансо­вой пирамиды», а значит, финансового краха. Наш отечественный опыт это ярко подтвердил: чрезмерные масштабы выпуска ГКО при­вели к дефолту и девальвации рубля в августе 1998 г.

Контрольная функция. Эта функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и рас­пределения доходов различных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 НК РФ), осу­ществляемым налоговыми и таможенными службами, органами госу­дарственных внебюджетных фондов, налоговой полицией. Задача по­следнего — контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в различных формах.

Распределительная функция является необходимым дополнением контрольной функции налогово-финансовых отношений, поскольку последняя проявляется лишь в условиях действия распределительной функции налогов. Данная функция выражается в распределении налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его терри­ториальными образованиями во временном аспекте.

Регулирующая функция приобретает особо важное значение в современных условиях смешанной экономики, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. При этом вы­деляют разные аспекты реализации этой функции, называемые под­функциями.

Подфункция стимулирующего назначения в налоговом регулирова­нии реализуется через систему налоговых льгот. Цель послед­них— сокращение размера налоговых обязательств налогоплательщи­ка. В зависимости от того, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут быть разделены на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагае­мый минимум).

Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (до­ходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами на­логоплательщика, иными словами, плательщик имеет право умень­шить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произве­денных им расходов на цели, поощряемые государством.

Налоговый кредит — это льготы, направляемые на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые креди­ты принимают следующие формы:

· снижение налоговой ставки;

· сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период — возможность предусмотрена ст. 56 Налогового кодекса РФ — получило название налоговых каникул);

· возврат ранее уплаченного налога или его части;

· отсрочка и рассрочка уплаты налога (в том числе инвестицион­ный налоговый кредит);

· зачет ранее уплаченного налога;

· замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

Подфункция воспроизводственного назначения (включая природо­охранные мероприятия) реализуется через систему налоговых плате­жей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природ­ных), а также расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести сбор за право поль­зования объектами животного мира и водными биологическими ре­сурсами, водный налог, налог на имущество, транспортный налог, земельный налог.

Социальная функция. Представляет собой, по сути, синтез распре­делительной и регулирующей функций налогов. Ее предназначе­ние — обеспечение и защита конституционных прав граждан.

Необхо­димо обеспечивать справедливость по горизонтали — лица, имеющие равные доходы и имущество, должны платить равные по величине на­логи; и справедливость по вертикали — социальные слои, получающие большие доходы и обладающие существенным имуществом, должны платить значительно большие налоги, которые через различные меха­низмы трансфертов должны передаваться относительно бедным.

К числу ряда конкретных механизмов реализации социальной функ­ции налогов, предусмотренных второй частью Налогового кодекса РФ, относится единый социальный налог (взнос); кроме того, приме­нительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются пе­речни: доходы, не подлежащие налогообложению; стандартные налого­вые вычеты; профессиональные налоговые вычеты. В то же время в ст. 224 указан перечень доходов, по которым налог взимается по по­вышенным ставкам.

В некоторых учебных и научных изданиях предлагается упрощен­ная система функций налогов:

фискальная, на базе которой образуются государственные и му­ниципальные денежные фонды;

экономическая, через которую стимулируются или сдерживаются темпы экономического развития, усиливается или ослабляется накоп­ление капитала, расширяется или сужается платежеспособный спрос;

социальная, на основе которой происходит некоторое «выравни­вание» уровней располагаемых доходов и уровня жизни;

природоохранная, призванная сохранять и приумножать природ­ные ресурсы страны, обеспечивать экологическую безопасность.

В зависимости от целей анализа в основу классификации налогов могут быть положены различные признаки (критерии).

По видам налогоплательщиков налоги подразделяются на налоги с юридических и с физических лиц.

В зависимости от механизма изъятия различают прямые налоги (подоходные, поимущественные, ресурсные и др.) и косвенные (на обращение и потребление). Прямые налоги взимаются непосредст­венно с налогоплательщика. Косвенные налоги в виде фиксирован­ной добавки к цене опосредованно перекладываются па покупателя, выступающего носителем налога. Объектом обложения выступают товары и услуги, при этом продавец товара выступает только конеч­ным субъектом-налогоплательщиком.

По объекту обложения выделяют налоги: а) с дохода; б) с имущества (налог на имущество предприятий, налог на имущество физических лиц и др.); в) за выполнение определенных действии (передача имущества в порядке наследования или дарения, на сдел­ки купли-продажи, займа и др.); г) рентные (ресурсные); д) на по­требление; е) на ввоз и вывоз товаров через таможенную границу (импортные и экспортные тарифы).

По порядку отражения в бухгалтерском учете выделяют налоги: а) относимые на увеличение цены товара (работы, услуги), т. е. косвенные налоги; б) относимые на себестоимость (издержки) про­дукции; в) относимые на финансовые результаты (чистая прибыль, с доходов от капитала, с доходов физических лиц); г) уплачиваемые за счет чистой прибыли.

По динамике налоговых ставок различают следующие виды на­логообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрес­сивное.

В случае равного налогообложения для каждого субъекта устанав­ливается равная сумма налога независимо от доходов или имущест­венного положения налогоплательщика. Оно выполняло исключи­тельно фискальную и перераспределительную функции. Сюда отно­сится самый древний и простой вид налогообложения — подушное. В Российской империи для содержания армии в мирное время по­душное налогообложение было введено Петром I после переписи мужского населения в 1718—1724 гг. В 1724 г. величина подушной подати была определена в размере 74 коп. в год (делением 5,4 млн податных душ на ежегодные расходы для содержания армии в 4 млн руб.). Подушная подать для основной массы населения России была отменена только 14 мая 1883 г.

Согласно пропорциональному налогообложению для каждого пла­тельщика устанавливается обязанность уплатить государству одина­ковую часть своего дохода или долю имущества; т. е. налог уплачи­вается сообразно средствам каждого. Именно такой подход (налого­вая ставка в 13% от доходов физических лиц для подавляющего числа налогоплательщиков заложена в ст. 224 ч. 2  НК РФ).

При прогрессивном налогообложении налоговая ставка возрастает с ростом налоговой базы. При этом могут применяться:

- простая поразрядная прогрессия, суть которой состоит в том, что для общего размера налоговой базы устанавливаются ступени (разряды) и для каждого более высокого разряда определяется воз­растающая сумма налога;

- простая относительная прогрессия, при которой для общего размера налоговой базы также устанавливаются определенные разме­ры, но для каждого разряда определяются различные ставки. По та­кой системе, в частности, построена логика подоходного налогообло­жения граждан США — с ростом налогооблагаемой базы в зависимо­сти от разряда облагаемого дохода ставки изменяются следующим образом: 15% - 28% - 33% - 28%;

- сложная прогрессия, при которой налоговая база разделена на налоговые разряды и каждый разряд облагается отдельно по своей ставке, которая не зависит от общего размера налоговой базы. В част­ности, по такой системе уплачивался подоходным налог с физических лиц РФ в период с 1992 по 1999 г. (Сложная прогрессия использова­лась в России, например, при обложении доходов, полученных в рай­онах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, где допла­чивалась специальная «северная надбавка». С нее платился минималь­ный налог в 12% независимо от общей величины налоговой базы.)

Регрессивное налогообложение заключается в том, что с ростом на­логовой базы происходит сокращение размеров ставки. Например, рег­рессивным является всякое косвенное налогообложение.

Приведем при­мер. Пусть г-н Иванов, имеющий годовой заработок 25 тыс. руб., поку­пает импортные туфли, в цене которых косвенные налоги (импортная пошлина, НДС, налог с продаж) составляют 1250 руб. Налоговая на­грузка составит 5%. Г-н Петров с заработком в 50 тыс. руб., купивший те же самые туфли, заплатит налоги в размере 2,5%, т. е. вдвое мень­ше. Следовательно, косвенные налоги в большей степени ущемляют малообеспеченных лиц, получающих относительно меньшие доходы.

В зависимости от уровня органа государственной власти, кото­рый устанавливает налог и распоряжается им, в федеративных госу­дарствах (следовательно, и в Российской Федерации) выделяют на­логи федеральные, региональные, местные.

По характеру использования можно выделять общие налоги (ко­торые обезличиваются в бюджетах разных уровней) и специальные, целевые (поступающие во внебюджетные фонды).

В зависимости от периодичности взимания налоги могут быть регулярными и нерегулярными, либо ... читать далее ...

 

Искать на сайте

Забавное фото

1311771857_pod_53.jpeg

Интересное

Яндекс.Метрика