Функции, виды, субъекты и объекты обложения, признаки таможенных пошлин

 

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

1) фискальную, т. е. функцию пополнения доходной части государ­ственного бюджета (относится как к импортным, так и к экспорт­ным пошлинам);

2) протекционистскую (защитную), призванную защищать местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции (характерна для импортных пошлин);

3) балансировоч­ную, вводимую для предотвращения нежелательного экспорта това­ров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых (присуща экспортным пошлинам).

Таможенные пошлины можно классифицировать по различным классификационным признакам. Приведем некоторые варианты клас­сификации таможенных пошлин:

по  объекту  обложения:   1)  импортные;   2)   экспортные; 3) транзитные (накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны);

по способу взимания: а) адвалорные (исчисляются в процентах к таможенной стоимости товаров); б) специфические (исчисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара); в) комби­нированные (сочетают оба вида таможенного обложения);

по характеру происхождения: 1) автономные (являются макси­мальными по размеру и применяются к товарам, которые происхо­дят из стран и их союзов, не пользующихся в данной стране режи­мом наибольшего благоприятствования); 2) конвенциальные (при­меняются к товарам, происходящим из стран и их союзов, пользую­щихся в данном государстве режимом наибольшего благоприятство­вания в торговле; их размеры устанавливаются в соответствии с ме­ждународными договорами и являются минимальными);

по специфичности применения: а) антидемпинговые; б) специ­альные; в) компенсационные; г) преференциальные;

по времени действия: 1) генеральные; 2) временные; 3) се­зонные;

по способу исчисления: а) номинальные (сюда относятся та­рифные ставки, указанные в таможенном тарифе); б) эффективные (отражают реальный уровень таможенных пошлин на конечные това­ры, вычисленных с учетом уровня пошлин, наложенных на импорт­ные узлы и детали этих товаров);

по величине и последствиям: 1) запретительные (тариф на­столько велик, что полностью прерывает международную торговлю); 2) ограничительные (тариф притормаживает международную тор­говлю, порождает повышение цен, снижение объема экспортно-им­портных операций);

по количеству ставок для одного товара: а) простые; б) сложные.

Антидемпинговые таможенные пошлины могут быть как конвенциальными, так и автономными. Их применение призвано не допус­тить на национальный рынок товары, продаваемые экспортерами по заведомо низким ценам.

Демпинг в строго точном понимании опреде­ляется как продажа товара на внешнем рынке по цене ниже издержек производства. Поскольку фирмы неохотно предоставляют документа­цию, касающуюся себестоимости продукции, на практике используют­ся косвенные доказательства демпинга. Например, международные ор­ганизации определяют демпинг как продажу товаров по цене ниже цены на мировом или внутреннем рынке. (С 1967 г. действует Меж­дународный антидемпинговый кодекс.)

Специальные пошлины носят автономный характер, отличаются повышенными размерами ставок и применяются в качестве защит­ной меры для отечественных производителей от иностранных конку­рирующих товаров либо как ответная мера на дискриминационные действия со стороны других стран.

Компенсационные пошлины вводятся в случае установления фак­та запрещенного международным законодательством получения экс­портером прямой государственной субсидии в целях повышения его конкурентоспособности, возможности продажи товара на внешнем рынке по более низкой цене.

Преференциальные таможенные пошлины отличаются понижен­ным размером ставок и применяются в отношении товаров, происхо­дящих из государств, заключивших договоры о взаимном снижении размеров таможенных пошлин на определенные товары, образующих таможенный союз или зону свободной торговли, обращающихся в приграничной торговле, происходящих из развивающихся государств, пользующихся Всеобщей системой преференций в соответствии с нормами международной торговли.

При классификации таможенных пошлин по времени действия автономные считаются постоянно действующими, временные вводят­ся на определенный период времени (например, на период примене­ния экономических санкций), сезонные используются в определенное время года сроком, как правило, не более четырех месяцев.

Развитие таможенных тарифов проходило в двух направлениях. Во-первых, росло число товаров, облагаемых пошлинами, а во-вто­рых, по каждому товару устанавливалась не одна, а несколько ставок пошлин различной величины, применявшихся к товарам, происходя­щим из разных стран.

В результате различают два типа таможенных тарифов: простой и сложный.

Простой (одноколонный) таможенный тариф предусматривает для каждого товара одну ставку таможенных пошлин, применяемую не зависимо от страны происхождения товаров. Такой тариф не обеспечивает достаточной маневренности в таможенной политике и, в принципе, не соответствует современным условиям борьбы на ми­ровом рынке.

Сложный (многоколонный) таможенный тариф по каждому то­вару устанавливает две или большее число ставок таможенных по­шлин. Сложный таможенный тариф в значительно большей степе­ни, чем простой, приспособлен к конкурентной борьбе на мировом рынке. Он позволяет показывать давление на одни страны, облагая их товары более высокими пошлинами, или предоставлять льготы другим, привязывая их таким образом к своему рынку. 

Таким образом, таможенный тариф представляет собой сложное и многозначное явление, имеющее не только экономическое, но и политическое измерение. Однако с позиций финансовой науки тамо­женная пошлина — это одна из разновидностей косвенного налога, которым облагается внешнеторговый оборот товаров в силу факта перемещения товаров через таможенную границу.

Таможенная по­шлина обладает всеми основными налоговыми атрибутами:

уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается государственным принуждением;

таможенная пошлина не представляет собой плату за оказание услуги и взыскивается без встречного удовлетворения;

поступления от уплаченный таможенных пошлин не предназна­чены для финансирования конкретных государственных расходов.

Субъектом обложения таможенной пошлиной (налогоплательщи­ком) является декларант. Им может быть владелец товара, перевоз­чик товара, таможенный брокер.

Объектом обложения таможенной пошлиной могут быть таможенная стоимость, количество перемещае­мых через таможенную границу товаров либо и то и другое одновре­менно.

Ставки таможенной пошлины в России в соответствии с законо­дательством устанавливаются Правительством РФ.

Таможенные пошлины, налоги, относящиеся к перемещаемым че­рез таможенную границу товарам, таможенные сборы за соответст­вующее оформление уплачиваются до или одновременно с приняти­ем таможенной декларации.

Таможенное законодательство РФ установило особый порядок уплаты таможенных доходов. Последние уплачиваются таможенному органу, производящему таможенное оформление товаров. В отноше­нии товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлени­ях, таможенные платежи уплачиваются государственному предпри­ятию связи, которое перечисляет указанные платежи на счета тамо­женных органов.

Итак, можно сделать несколько выводов.

Во-первых, таможенная пошлина относится к косвенным налогам.

Во-вторых, таможенная пошлина и таможенные сборы являются источником доходов феде­рального бюджета (это закреплено в Налоговом кодексе РФ).

В-третьих, таможенная пошлина является общим налогом, поскольку не имеет целью покрыть какие-либо конкретные расходы.

В-четвер­тых, таможенные платежи относятся к разовым налогам, так как их уплата зависит от факта импорта (экспорта) товаров.

 

Статистика свидетельствует, что фискальная значимость тамо­женных пошлин в развитых странах снижается. Так, если в США еще в конце XIX в. за счет импортных пошлин покрывалось до 50% всех поступлений в бюджет, то в настоящее время эта доля не пре­вышает 1,5%. Не превышает нескольких процентов доля поступле­ний от таможенных пошлин и в бюджете подавляющего большинст­ва промышленно развитых стран (см. табл. 1).

Таблица 1

Роль отдельных налогов в формировании бюджетов в странах ЕС (данные усредненные, %)
Вместе с тем таможенная пошлина — особый налог. Она зависит от объективно обоснованного уровня внутренних, импортных и экс­портных цен и служит инструментом изъятия в доход государства разницы между этими ценами.

 

Искать на сайте

Забавное фото

1301580162_pod_76.jpeg
Яндекс.Метрика