Информационное обеспечение системы управления предприятием

Успешность работы линейных и функциональных руководителей и специалистов зависит от различных видов обеспечения их деятель­ности: правового, информационного, нормативного, технического, кадрового и т. п.

К числу ключевых элементов этой системы, без со­мнения, относится информационное обеспечение системы управления предприятием, под которым следует понимать совокупность инфор­мационных ресурсов (информационную базу) и способов их органи­зации, необходимых и пригодных для реализации аналитических и управленческих процедур, обеспечивающих финансово-хозяйствен­ную деятельность данного предприятия.

Что касается организационной стороны информационного обеспече­ния, то она может быть построена по-разному в зависимости от финан­совых, технических и других запросов и возможностей хозяйствующего субъекта. Здесь возможны различные варианты, например создание и постоянная актуализация собственной информационной базы, исполь­зование одной из специализированных баз типа «Гарант», «Кодекс» или «Консультант-плюс», сочетание информационных возможностей сторонних организаций и собственных источников данных и др.

Ключевой элемент информационного обеспечения — это информа­ционная база; один из возможных вариантов ее структурирования представлен на рис. 1.

Рис. 1. Структура информационной базы системы управления предприятием

К исходным данным, входящим в информационную базу, т. е. потенциально несущим информацию, предъяв­ляются различные требования, в том числе: достоверность, своевре­менность, необходимая достаточность с позиции аналитичности, дос­таточная точность, существенность и т. п.

Приведем краткую характеристику основных элементов информационной базы, исполь­зуемой для проведения различных аналитических расчетов.

Все информационные ресурсы можно сгруппировать в пять круп­ных блоков: сведения регулятивно-правового характера, сведения нормативно-справочного характера, данные системы бухгалтерского учета, статистические данные и несистемные данные. Информация из первых двух блоков влияет на аналитические процедуры; в трех других блоках накапливаются данные, непосредственно подвергаемые аналитической обработке.

Первый блок включает в себя законы, постановления, указы, т. е. документы, определяющие прежде всего правовую основу деятельно­сти предприятия. На первый взгляд подобные сведения не имеют непосредственного отношения к анализу. Однако значимость этого блока с позиции аналитика определяется несколькими обстоятельст­вами.

Во-первых, документы регулятивно-правового характера неред­ко определяют состав других информационных источников: напри­мер, требования к методологии бухгалтерского учета, требования к составу обязательной отчетности и отдельных показателей, рекомен­дации по публикации отчетных данных и т. и.

Во-вторых, некоторые из регулятивов содержат данные нормативно-рекомендательного ха­рактера, существенные для проведения аналитических расчетов: на­пример, ограничения на выплату дивидендов, критерии признания предприятия банкротом и др.

Все документы блока можно условно разбить на три группы: регулятивы общеправового характера, бухгалтерское законодательство, прочие регулятивы (например, требова­ния налогового законодательства, законодательство в отношении фи­нансовых институтов, рынка ценных бумаг и др.). Информацию это­го блока необходимо принимать в расчет прежде всего потому, что представленные в нем документы носят обязательный для исполне­ния характер. Кроме того, никакие хозяйственные операции, равно как и никакая система учета или анализа, не могут надлежащим образом реализовываться без адекватного понимания условий и требо­ваний действующего правового пространства.

Во второй блок входят нормативные документы государствен­ных органов (Министерства финансов, Банка России и др.), международных организа­ций и различных институтов, в том числе финансовых, содержащие требования, рекомендации и количественные нормативы в области финансов к участникам рынка.

В качестве примера можно привести Положение о выплате дивидендов по акциям и процентов но обли­гациям, сообщения Минфина РФ о различных процентных ставках, о составе отчетности и принципах ее представления, регулятивы, содержащие пороговые значения показателей для признания струк­туры баланса неудовлетворительной, и т. п. Что касается регулятивов в международном контексте, то, например, можно упомянуть о системе международных стандартов бухгалтерского учета.

Однако фактически требованиям международных стандартов бухгалтерского учета вынуждены следовать все компании, ведущие свои операции на международных рынках капитала, товаров и услуг. Не все доку­менты этого блока являются обязательными для исполнения. В ча­стности, нормативы в отношении признания структуры баланса удовлетворительной носят скорее информационно-справочный ха­рактер, однако в аналитическом смысле эти нормативы играют дос­таточно важную роль при оценке финансового состояния возмож­ного контрагента.

В третьем блоке обособлены данные системы бухгалтерского учета как единственного систематизированного информационного ресурса. Значимость отдельных элементов этого блока для анализа различна.

Например, первичные учетные документы (приходный кассовый ордер, товарно-транспортная накладная и др.), а также регистры бухгалтерского учета (различные таблицы, журналы, ве­домости, предусмотренные системой бухгалтерского учета для пе­реноса в них сведений из первичных документов с целью их по­следующего обобщения) не входят в число общедоступных доку­ментов. Более того, согласно ст. 10 Федерального закона «О бухгалтерском учете» содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.

Поэтому перечисленные документы могут использоваться лишь во внутреннем финансовом анализе. На бухгалтерскую от­четность понятие коммерческой тайны не распространяется, а ком­мерческие организации некоторых форм собственности и видов бизнеса даже обязаны публиковать свою отчетность. Именно этим обстоятельством определяется значимость бухгалтерской отчетно­сти для анализа.

Четвертый блок включает статистические данные, которые услов­но можно подразделить на два массива: централизованно формируе­мые статистические данные (на рис. 1 они представлены в виде общеэкономической и финансовой статистики) и внутреннюю стати­стику. В первый массив входит регулярно публикуемая официальная статистика, имеющая общеэкономическую направленность (индексы цен, динамика общеэкономических показателей в различных разрезах и др.) и финансовая статистика (динамика процентных ставок, дан­ные о рыночных индексах, курсах валют и т. п.). Во втором массиве накапливаются статистические данные по предприятию по основным показателям (выручка от реализации, себестоимость, прибыль, фи­нансовые вложения и т. п.).

В пятом блоке представлены информационные ресурсы, условно названные несистемными. Смысл названия состоит в том, что эти данные, во-первых, жестко не систематизированы по составу, струк­туре, обновляемости и т. п. и, во-вторых, не являются обязательны­ми, т. е. формирование этого ресурса и его использование является исключительной компетенцией самого предприятия.

Основные эле­менты этого блока — внутренние оперативные данные и прочие све­дения из внешних источников.

Внутренние оперативные данные представляют собой сведения, циркулирующие между линейными и (или) функциональными подразделениями.

К прочим сведениям из внешних источников относятся публикации в различных средст­вах массовой информации, неофициальные данные, информация, по­черпнутая в ходе личных контактов, и т. п. Данные этого блока не обязательно имеют финансовую природу. Ярким примером несистем­ных данных является финансовая пресса.

Представление информационной базы на рис. 1, естественно, не является единственно возможным или полностью исчерпывающим. Тем не менее даже такое представление позволяет судить о том, что информационные ресурсы на любом предприятии достаточно обшир­ны.

От тщательности их организации в значительной степени зависит успешность работы предприятия, а также и возможности аналитиче­ского обоснования управленческих решений. Каждый из приведенных блоков по-своему важен.

Тем не менее с позиции финансовых анали­тиков именно бухгалтерская отчетность ввиду своей формализованности по обязательности ведения, содержанию, форме и срокам пред­ставления имеет безусловный приоритет.

Искать на сайте

Забавное фото

1300823779_pod_63.jpeg
Яндекс.Метрика