История развития, органы регулирования и современная структура финансовой системы США

История развития.

Первые частные акционерные банки «The Bank of New York», «The Bank of Boston» в США были основаны в 1784 г.

В 1791 г. возник «First Bank of the United States», который открыл филиалы во всех важных портовых городах.

Неудовлетворительная ситуация на валютном рынке, а также по­требность в финансовых ресурсах в период Гражданской войны 1863 г. привели к изданию в этом же году Национального банков­ского акта (National Banking Act).

В соответствии с ним было осно­вано Ведомство валютного контроля, которое осуществляло надзор за банками, получившими сразу право эмиссии банкнот. Кроме того, банкам не разрешалось иметь филиальные отделения. Благодаря ука­занному акту возчик дуализм в банковской системе: общенациональ­ные банки и банки отдельных штатов.

Наряду с этим появлялись и частные банки, принадлежавшие отдельным лицам, на создание ко­торых требовалось разрешение либо федеральных органов, либо органов отдельных штатов. Среди банков отдельных штатов различают государственные банки, трастовые компании и сберегательные банки.

Однако банки всех типов были аналогичны по кругу осуществ­лявшихся ими операций, т. е. фактически выступали как универсаль­ные банки. Кроме того, они оперировали вынужденно как локальные банки. Однако благодаря многосторонним межбанковским депозитам банки США были тесно переплетены.

В 1901 г. банки Нью-Йорка основали ассоциацию клиринговых домов по британскому образцу, к которой принадлежали 60 нацио­нальных банков и банков штатов (частные банкирские дома не вхо­дили в этот круг).

В результате банковского кризиса в период 1907—1913 гг. была создана Федеральная резервная система (ФРС) США и тем самым действующая в основе без изменений американская система цен­тральных банков.

До 1927 г. банкам запрещалось содержать филиалы вне своего месторасположения (исключение составляла Калифорния).

С изда­нием Акта Макфэддена (McFadden Act) в 1927 г. (изменен в 1933 г.) создание филиалов было разрешено в пределах штатов, где банк имел свой головной офис.

«Черный четверг» 24 октября 1929 г., когда резко обрушились курсы акций на Нью-Йоркской фондовой бирже, вверг многие банки в кризис. Главной причиной послужили распространенные тогда кредиты на покупку ценных бу­маг (составляли свыше 35% всего кредитного портфеля банков), по­гашение которых после обвала рынка стало проблематичным.

Одним из следствий кризиса в экономике было массовое изъятие депозит­ных вкладов и «бегство от банков», в результате чего многие из них обанкротились. Президент Рузвельт внес в 1933 г. законодательную инициативу о закрытии всех банков. Однако согласие Конгресса США на нее получено не было.

В 1933 г. был издан Акт Гласса — Стигала (Glass-Steagall Act). Он существенно расширил полномочия ФРС, в частности в отноше­нии регулирования резервных позиций банков и запрета на опреде­ленные виды кредитов. Кроме того, было введено страхование вкла­дов.

Именно указанным Актом финансовая система США преобразовывалась в сегментированную.

С 1935 г. депозитным банкам запрещалось совершать какие-либо сделки с ценными бумагами. Частные банки по большей части превратились в инвестиционные; крупные банки, такие, как J. P. Morgan, остались депозитными, а ин­вестиционное дело передали дружественным фирмам. Тем самым они сохранили частичный контроль за этой сферой.

Примечание. Депозитными банками называют в широком смысле банки, осуществляю­щие на регулярной основе краткосрочные активные и пассивные сделки, т. е, та­ковыми являются большинство коммерческих банков, за исключением тех из них, которые имеют право проводить в основном только долгосрочные операции (на­пример, ипотечные банки). Более узкое понимание депозитных банков приведено при описании английской финансовой системы.

Сегментированный характер финансовой системы США был уси­лен Законом о банковских холдинговых компаниях (1956 г.), соглас­но которому небанковским компаниям было запрещено владеть бан­ками.

Органы регулирования и надзора за деятельностью банков и других финансовых институтов.

Финансовая система США являет­ся одной из наиболее жестко регулируемых как на федеральном уровне, так и на уровне штатов.

Наиболее существенную роль в ре­гулировании деятельности банков играют три органа: ФРС США, Контролер денежного обращения и Федеральная корпорация по страхованию депозитов.

Контролер денежного обращения — лицо, назначаемое Президен­том США и ответственное за регулирование деятельности нацио­нальных банков и контроль за пей путем ревизий.

ФРС США — уникальная система центральных банков, число ко­торых составляет 12. Они называются федеральными резервными банками (ФРБ) и имеют ряд филиалов в важнейших промышлен­ных и деловых центрах США. Основы кредитно-денежной политики разрабатывает Совет управляющих ФРС.

Основные функции ФРБ заключаются в хранении и управлении резервными средствами (ва­люта, золото), осуществлении клиринговых операций по платежным балансам депозитных учреждений и вкладам Государственного казна­чейства США, выпуске в обращение федеральных банкнот, контроле за процессами создания депозитов и кредитования депозитных учре­ждений.

ФРБ контролируют и инспектируют деятельность банков — членов ФРС, банковских холдингов, филиа­лов и иностранных представительств банков в США. Они предостав­ляют коммерческим банкам кредиты как кредиторы последней ин­станции. Наконец, ФРБ оказывают целый ряд финансовых услуг, в частности выпуск в обращение и прием наличных денег, переводы денежных средств и др.

ФРС функционирует как независимый от федерального прави­тельства США орган, подотчетный только Конгрессу США.

Банки — члены ФРС обязаны приобретать в ФРБ определенное количество акций, зависящее от их собственного акционерного капи­тала. На эти акции начисляются дивиденды, но размер их ограничен. Основная часть прибыли от деятельности ФРБ перечисляется в Го­сударственное казначейство США, поскольку коммерческая деятель­ность не является ключевой для ФРС. Банками — членами ФРС являются все общенациональные банки, а также по желанию и при со­ответствии требованиям ФРС банки штатов.

В период с 50—80-х годов XX в. многие банки вышли из-под юрисдикции ФРС, поскольку последняя предъявляла весьма жесткие требования к своим членам, особенно в сфере установления резерв­ных норм, а также установления потолка депозитных и ссудных ста­вок процента.

Для устранения этого положения в 1980 г. был при­нят Закон о дерегулировании депозитных учреждений и о контроле за денежным обращением. Основные положения этого Закона преду­сматривали введение единых норм резервирования для коммерче­ских банков; взаимно-сберегательных банков, сберегательных и ссуд­ных ассоциаций и других кредитных организации, а также смягчение или снятие резервных требований (например, по срочным счетам).

Современная структура банковской системы США. В настоящее время в США имеются различные виды учреждений банковского сектора (рис. 1). Приведем их краткую характеристику.

Рис. 1. Структура банковской системы США (кредитные институты)

Коммерческие банки. Группа коммерческих банков наиболее мно­гочисленная и занимает ведущее место на финансовых рынках США. Речь идет, в принципе, о депозитных банках, источниками ре­сурсов которых являются в основном депозитные вклады (срочные и до востребования).

Коммерческие банки осуществляют краткосроч­ное финансирование торговли, платежный оборот, включая операции с чеками и кредитными картами, трастовые услуги (управление иму­ществом). Кроме того, разрешается выполнять сделки с ценными бу­магами, но за счет клиентов и по их поручениям, что отражает тенденцию к размыванию границ отдельных видов финансовых инсти­тутов. Наблюдается также тенденция к увеличению долгосрочных кредитов.

Среди коммерческих банков различают два типа институтов: во-первых, банки с многочисленными филиалами и отделениями (Branch Banks); во-вторых, банки, которые либо вообще не имеют филиальной сети, либо она развита слабо (Unit Banks). Операции, которые осу­ществляют эти банки, однотипны, а различия заключаются лишь в организационной структуре, функциях менеджеров.

Инвестиционные банки. Деятельность этих банков в США распро­страняется на три сферы: а) торговля обращающимися ценными бу­магами всех видов в качестве брокеров и дилеров; б) эмиссионная функция в качестве андеррайтеров для лиц, которые ищут источни­ки капитала; в) консультации по вопросам слияний, поглощений, выгодных вложений капитала и т. д.

Примечание. Андеррайтер — лицо, гарантирующее размещение ценных бумаг.

Если следовать определению банка, инвестици­онный банк, строго говоря, банком не является, ибо он не выполня­ет родовые банковские функции, прежде всего, принятие вкладов и кредитование. Это подчеркивается и тем, что контроль деятельности инвестиционных банков США осуществляется Комиссией по цен­ным бумагам и фондовому рынку (Securities and Exchange Commission, SEC), а не Советом ФРС.

Инвестиционные банки обслуживают либо исключительно мелких вкладчиков капитала, либо институциональных, а в некоторых случа­ях — и тех, и других. С правовой точки зрения встречаются инвести­ционные банки с неограниченной и ограниченной ответственностью членов. Инвестиционные банки стремятся к присутствию на всех наи­более популярных финансовых торговых площадках мира, в основном для удовлетворения запросов институциональных инвесторов.

Сберегательные институты. Ссудосберегательные ассоциации по­лучают разрешение на осуществление своей деятельности либо на федеральном уровне, либо на уровне штата. В первом случае они ор­ганизованы на кооперативных началах, во втором — возможна и ак­ционерная форма. В основном их пассивы представлены сберегатель­ными и срочными вкладами. Активные сделки ограничиваются пре­доставлением ипотечных кредитов.

Взаимно-сберегательные банки характеризуются шестью основны­ми признаками: 1) разрешение на создание осуществляется на уров­не штатов; 2) кооперативный характер; 3) специализация на сбере­гательной форме вкладов и финансировании сделок с недвижимостью; 4) относительно широкие возможности для вложения капитала; 5) являются должниками по отношению к вкладчикам ка­питала (в отличие от ссудосберегательных ассоциаций, которые при­надлежат вкладчикам); 6) географическая концентрация (в основ­ном на Северо-Западе США).

Кредитные союзы (товарищества) могут создаваться как на феде­ральном уровне, так и уровне штата. В 80-х годах XX в. наблюдался бум создания кредитных союзов, которые так расширили свои операции, что во многих сферах (например, по сделкам с чеками, кредит­ными картами, предоставлению потребительских и ипотечный креди­тов) они составляют серьезную конкуренцию коммерческим банкам.

Некоторые подвижки в сторону универсализации финансовой сис­темы США начались в конце 80-х годов XX в.

В частности, в январе 1989 г. ФРС предоставила банкам право давать гарантии по выпус­кам ценных бумаг дочерних компаний банковских холдингов. Ряд фи­нансовых институтов США пытается периодически обходить ограни­чения, устанавливаемые для банков.

Так, в 70-х годах XX в. возникли так называемые банки с ограниченными услугами (limited-service bank), называемые также «небанковскими банками».

В отличие от коммерческих банков, они имели право выполнять лишь одну из двух ключевых банковских операций — либо принимать депозиты, либо вы­давать ссуды. Создание таких организаций преследовало цель уйти из-под жесткой опеки ФРС и других контролирующих органов.

Отдельный вид учреждений банковского сектора составляют за­граничные банки — банки других государств, действующие на терри­тории США.

Искать на сайте

Забавное фото

1243720417_podborka_610_60.jpeg
Яндекс.Метрика