Организация, принципы, органы, направления и формы валютного контроля в РФ

Валютный контроль — юридический термин. В ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 2003 года определение валютного контроля отсутствует, но прописаны его принципы:

  • приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  • исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции;
  • единство внешней и внутренней валютной политики РФ;
  • единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  • обеспечение государством защиты прав и экономических интересов участников валютных операций при их осуществлении.

Доктринальное определение: «Валютный контроль — это контроль Правительства России, органов и агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций».

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 года № 278 таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

Валютный контроль применяется при следующих сделках:

  • с участием резидентов и нерезидентов;
  • с внутренними и внешними ценными бумагами;
  • при сделках, совершаемых в валюте РФ и иностранной валюте.
  • Правила и требования валютного регулирования различаются в зависимости от типа сделок.

Однако стандартный процесс валютного контроля, осуществляемого банком, состоит из следующих этапов:

  • сбор документов;
  • открытие специального счета (в случае необходимости);
  • контрольные процедуры;
  • открытие паспорта сделки (в случае необходимости);
  • отражение информации о сделке во всех требуемых реестрах;
  • исполнение сделки, процедура резервирования;
  • возврат суммы зарезервированных средств;
  • закрытие сделки;
  • подготовка отчетности.

Основными направлениями валютного контроля в России являются:

а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обяза­тельств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;

в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

В зависимости от времени совершения валютного контроля выделяют три его основные формы: предварительный, текущий и после­дующий. Все они находятся в тесной взаимосвязи, характеризуя не­прерывный процесс контроля.

Под методами валютного контроля понимают приемы и способы его осуществления (наблюдение, про­верка, обследование, анализ, ревизия).

Созданный в России механизм валютного контроля имеет своей основной целью обеспечение полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки в Россию, укрепление в целом фи­нансовой дисциплины.

Технологически схема валютного контроля основана на возможностях уполномоченных банков и таможенных органов, осуществ­ляющих функцию агентов валютного контроля в период таможенного оформления товаров и проведения банковских операции, произво­дить анализ и сопоставление двух автоматизированных потоков.

Валютный контроль за экспортными операциями. Механизм валютного контроля за экспортными операциями включает сопоставле­ние передаваемых таможенными органами данных о стоимости экс­портируемого товара и дате его перемещения через российскую гра­ницу и информации уполномоченных банков о размере валютных средств, поступивших за данный товар, и дате поступления экспорт­ной выручки. Для этого используется специальный документ валют­ного контроля — паспорт экспортной сделки.

Основой механизма валютного .контроля является обязанность экспортера обеспечить зачисление всей валютной выручки от экспортера на свои транзитные валютные счета в уполномоченных банках России в сроки, установ­ленные законодательством.

Валютный контроль за импортными операциями. После того, когда в полном объеме был задействован механизм валютного контро­ля за поступлением валютной выручки, основным способом сокры­тия валютных средств за рубежом стали импортные операции. Чаще всего для этих целей использовалось заключение фиктивного кон­тракта (российский покупатель переводил иностранному контрагенту валюту под заведомую непоставку товаров). Широко использовалась также практика авансовых платежей, означающая фактически пре­доставление российскими резидентами беспроцентного кредита ино­странным фирмам.

Действующий в Настоящее время механизм валютного контроля за импортными операциями строится на тех же принципах, что и контроль за экспортными операциями, и заключается в оформлении соответствующих документов и их последующей пересылке между банками и таможенными органами. Основным документом таможенно-банковского контроля является паспорт импортной сделки.

Импортеры-резиденты, заключившие сделки, которые предусматривают перевод из России иностранной валюты для приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме валютных средств, переведенных в их оплату, или обеспечить полный возврат валюты в сроки, установленные в контракте, но не позднее 90 календарных дней с даты перевода, если иное не разре­шено Банком России.

Функции органов валютного контроля в РФ. Основным органом валютного регулирования и валютного контроля в  РФ является Банк России. В его компетенцию входит:

а) определение сферы и порядка обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

б) издание нормативных актов, обязательных к исполнению в РФ резидентами и нерезидентами;

в) установление правил проведения резидентами и нерезидентами в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правил проведения нерезидентами в РФ операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ;

г) установление общих правил выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдача таких лицензий;

д) установление единых форм учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядка и сроков их предоставления;

е) подготовка и публикация статистики валютных операций РФ по принятым международным стандартам.

Главные территориальные управления Банка России:

· дают заключения по запросам уполномоченных банков;

· запрашивают разъяснения Банка России по спорным либо неурегулированным вопросам;

· анализируют поступающие в их адрес предложения по совершенствованию валютного законодательства РФ по вопросам, относящимся к компетенции Банка России;

· направляют соответствующие предложения от своего имени в Банк России.

Функции Правительства РФ по валютному контролю выполняют в основном ФТС России, Минфин России и Министерство экономи­ческого развития России.

Таможенные органы РФ осуществляют, во-первых, валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу РФ (за исключением примеров таможенных зон и свободных складов) валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте РФ, валют­ных ценностей и, во-вторых, контроль за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

Минфину и Министерству по экономическому развитию России переданы следующие функции Федеральной службы РФ по валютному и экспортному контролю: а) проведение единой обще­государственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в сфере валютных, экспортных и иных внешнеэкономических операций; б) осуществление межотрас­левой координации; в) обеспечение контроля и надзора за соблюде­нием законодательства РФ министерствами, ведомствами, предпри­ятиями и организациями, участвующими в регулировании и осущест­влении экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций.

В валютном контроле участвуют и другие федеральные органы исполнительной власти; так, Федеральная служба безопасности РФ, Министерство внутренних дел РФ, Служба внешней разведки РФ и Министерство обороны РФ информируют Правительство РФ о став­ших им известными фактах нарушения резидентами и нерезидента­ми валютного и таможенного законодательства и иных нормативных актов, касающихся осуществления валютных и других операций.

Меры воздействия за нарушения валютного законодательства. Вопросы ответственности за нарушение валютного законодательства регулируются правовыми нормами.

Согласно ст. 14 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», должностные лица юридических лиц-резидентов, в том числе кредитных организа­ций, и юридических лиц-нерезидентов, а также физические лица, ви­новные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соот­ветствии с законодательством РФ.

Искать на сайте

Забавное фото

1302620178_00.jpeg
Яндекс.Метрика