Самостоятельную проблему текущей долговой политики представляет собой вопрос о компенсационных выплатах по «дореформенным» сбережениям граждан, обеспечение выполнения обязательств по которым осуществляется за счет источников финансирования дефицита федерального бюджета, а именно за счет государственных внутренних заимствований.
За последнее десятилетие сумма денежных средств, направляемых на эти цели, выросла более чем в 9 раз: с 12 млрд. руб. в 2001 году до 115 млрд. руб. в 2010 году.
В 2011 году и в плановом периоде на компенсационные выплаты планируется направлять по 50 млрд. руб. ежегодно.
Действующей нормативной базой, формируемой рядом законодательных актов, принятых в середине 1990-х годов, предусматривается полная компенсация всех потерь вкладчиков, то есть восстановление покупательной способности их сбережений до уровня, соответствующего покупательной способности денег в 1990-1991 годах.
При этом, однако, в этих актах проблема нахождения источников финансирования соответствующих бюджетных расходов не решена.
Между тем, Федеральным законом от 10 мая 1995 г. № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» предполагается осуществить переоформление дореформенных сбережений граждан в целевые долговые обязательства, имеющие статус государственных ценных бумаг и выпускаемые на весь объем гарантированных сбережений.
Возникающий в результате государственный внутренний долг оценивается, по состоянию на начало 2011 года, в 25(!) трлн. руб.
Очевидно, что практическая реализация данной концепции восстановления сбережений граждан накладывает на федеральный бюджет непомерные обязательства.
Если это произойдет в действительности, то государство лишится возможности в течение длительного времени осуществлять финансирование иных расходов.
Очевидно, что выпуск на финансовые рынки государственных ценных бумаг в таком объеме невозможен, и по другим причинам.
В соответствии с постановлением Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации от 27 января 2010 г. № 3125-5 ГД создана рабочая группа по совершенствованию законодательства в сфере восстановления и защиты сбережений россиян.
В состав этой группы входят представители заинтересованных органов исполнительной и законодательной власти, а также ряда профессиональных организаций. Однако еще до завершения ее работы важно определиться на законодательном уровне с концептуальным подходом к решению проблемы компенсации «дореформенных» вкладов.
Очевидно, соответствующую компенсацию надо осуществить, исходя из посильного для федерального бюджета коэффициента такой компенсации, а также ограничения роста государственного долга.