Обратимся к основным характеристикам налоговой политики современной России.
Предполагается, что с введением части II Налогового кодекса РФ налоговая нагрузка, понимаемая как отношение совокупных налоговых изъятий к валовому внутреннему продукту (ВВП), снизится с 35,1 до 32,4% ВВП. Однако даже такое совокупное налоговое бремя представляется чрезмерным. Экономистами выявлена позитивная корреляционная зависимость между уровнем благосостояния страны (ВВП на душу населения) и максимально возможной долей налоговых изъятий.
В этом отношении уместно привести высказывание французского философа Ш. Монтескье: «Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им».
По показателю налогового бремени современная Россия стоит в одном ряду с такими странами, как Швейцария, Германия, Великобритания. Однако, согласно статье в журнале «Экономист», в 2000 г. ВВП на душу населения составлял в России 1 410 долл., в то время как в Швейцарии— 36 166 долл., в Германии — 27 337 долл., в Великобритании — 23 947 долл. В других странах с переходной экономикой (восточноевропейских) показатель налоговой нагрузки составляет 26—27% ВВП.
В этом — одна из причин успешности рыночных преобразований в странах Центральной и Восточной Европы, относительно быстрого преодоления спада и перехода к устойчивому экономическому росту. Умеренность налогового бремени как фактор экономического роста подтверждается и отечественным опытом (реформа промыслового налогообложения С. Ю. Витте и последовавший за ней экономический бум, «щадящий» налоговый режим нэпа и быстрое восстановление экономики). Естественно, уменьшение налогообложения требует концептуального пересмотра бюджетной политики (сокращения расходов, роста неналоговых доходов).
Бюджеты следует формировать исходя из возможных доходов, ставки налогов — исходя из возможностей экономики и обеспечения экономического роста, а не из складывающихся затрат бюджета.
Важная особенность российской налоговой политики — очевидный акцент в налоговых изъятиях на обложение хозяйствующих субъектов. Последствия этого — отсутствие возможностей самофинансирования, бегство капитала за рубеж, массовые уклонения предприятий от уплаты налогов.
По некоторым расчетам, если честно платить все установленные российскими законами налоги, то предприятию придется отдавать в бюджетную систему и внебюджетные фонды около 60% своих доходов. Поэтому у каждого третьего налогоплательщика (35—40% прошедших государственную регистрацию) проверками выявляются нарушения налогового законодательства. И только 10—15% честно и исправно платят полагающиеся по закону налоги.
Налоговые службы РФ так определяют основные причины уклонения предприятий от налогообложения (в порядке убывания приоритетности): тяжелое налоговое бремя, сложное финансовое состояние предприятий, недостаточно знание налогового законодательства, преступный умысел предпринимателей, нежелание выполнять свои обязанности перед государством, причем последнее отнесено к области российского менталитета.
Таким образом, можно утверждать, что в экономическом плане система российских налогов выполняет свои функции неудовлетворительно.
Наиболее значимые недостатки налоговой политики в России, носящие макроэкономический характер, заключаются в следующем: а) отсутствие благоприятного налогового режима для частных инвестиций в экономику; б) огромная нагрузка на фонд оплаты труда (она несколько снизилась после введения единого социального налога); в) отсутствие среднего класса, что приводит к переложению налогов на производственную сферу и ее подавление; г) неравномерное распределение налогового бремени между законопослушными и уклоняющимися от налогов потенциальными плательщиками.
На микроуровне можно выделить следующие недостатки: 1) расхождения между стандартами бухгалтерского учета и налоговым учетом, приводящие к трудоемким корректировкам бухгалтерской прибыли при исчислении налогооблагаемой прибыли; 2) ежемесячные авансовые платежи многих налогов, что приводит к вымыванию собственных оборотных средств предприятий; 3) исключительная множественность налогов; 4) противоречивость и запутанность многочисленных инструкций и разъяснений Федеральной налоговой службы и Министерства финансов РФ, арбитражной практики.
Налоговая политика изначально формировалась с акцентом на фискальные цели. Позиция бизнеса никого не интересовала. Определяя сферу, в которой законодательство в наибольшей мере несовершенно, более 90% руководителей отмечают налоги и обязательные платежи. Большинство руководителей в качестве недостатков налоговой системы, затрудняющих работу предприятий, отмечают большое число налогов (более 60%), нечеткость документов и частые изменения в налогообложении (примерно 50—55%), а также чрезмерную величину совокупных налоговых выплат (примерно 45—48%).
Важная особенность российской налоговой политики заключается в чрезмерно высокой доле косвенных налогов. По потребительским товарам носителями этих налогов выступают физические лица; поскольку косвенные налоги являются регрессивными, то тем самым существенно снижается жизненный уровень малообеспеченных. Поэтому социальная функция российских налогов реализуется также недостаточно.
Таким образом, налоговая система и налоговая политика Российской Федерации далеки от совершенства. Необходима рационализация налогообложения.
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов подготовлены в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период.
Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства. Предсказуемость действий государственных органов в налоговой сфере ключевое значение для инвесторов, принимающих долгосрочные инвестиционные решения.
В трехлетней перспективе 2012–2014 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее – создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инновационной деятельности, в том числе и путем предоставления новых льгот, направленных на ее стимулирование, а также поддержка инвестиций в области образования и здравоохранения.
Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы. Налоговая политика ближайших лет будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета.
Достижение в среднесрочной перспективе сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти, предусмотренное Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах, возможно лишь при постепенном увеличении доходов бюджетной системы, не обусловленных напрямую мировыми ценами на нефть.
В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень с учетом требований сбалансированности бюджетной системы.