Одним из направлений деятельности страховой организации, обеспечивающих ее финансовую устойчивость, является управление ее финансами на основе бюджетирования.
В общем случае бюджетирование представляет собой процесс организации, планирования, анализа и контроля финансовой деятельности, реализуемый в несколько этапов:
В процессе бюджетирования планирование занимает особое место. Оно представляет собой процесс выработки и принятия качественных и количественных целевых установок, а также выбора путей их эффективного достижения. Его необходимость продиктована возможностью появления различных сбоев, противоречий, несогласованности действий отдельных подразделений фирмы, неопределенностью будущего.
Специфика страховой деятельности обусловливает необходимость выбора такого варианта управления финансами, который, с одной стороны, учитывал бы стохастическую природу параметров страховой деятельности (например, страховых взносов и страховых выплат), а с другой стороны, отражал бы функциональную связь доходных и расходных статей бюджета организации.
По этой причине в основе схемы управления финансами страховой организации на основе бюджетирования заложена плановая модель управления, предполагающая построение некоторого варианта бюджета. При этом по основным характеристикам модель бюджета является детерминированной, однако стохастическая природа параметров в ней учитывается одним из двух способов — либо по модели проводятся многократные расчеты, отвечающие конкретным значениям случайных параметров, либо вместо случайных величин используются их статистические оценки.
Второй особенностью бюджетирования для страховой организации является построение и использование показателей бюджета, характерных именно для страховых организаций. В зависимости от целей применения бюджеты могут строиться на разные периоды. Наиболее типичным является годовой период с промежуточными показателями на полугодие, квартал и месяц. Разбивка года на более дробные периоды дает возможность страховой организации оперативно оценивать выполнение бюджета и быстро принимать решения.
Преимуществом бюджетирования является повышение конкурентоспособности и финансовой устойчивости страховой организации.
Оно позволяет, во-первых, выявить проблемы задолго до их реального проявления, во-вторых, выработать последовательность действий по реализации целей, в-третьих, скоординировать деятельность подразделений.
Процесс бюджетирования страховой компании может быть представлен в виде определенной последовательности действий.
Формирование прогнозов и проекта бюджета страховой организации. Основой информационного обеспечения финансовой деятельности страховой организации и проведения аналитических расчетов является бухгалтерская отчетность.
По своему содержанию прогноз бюджета представляет собой прогнозную финансовую отчетность страховщика — проект годового отчета его деятельности. Используемые для его построения прогнозные значения финансовых показателей либо должны отражать сложившиеся к моменту составления баланса тенденции развития бизнеса в данной страховой компании, либо предусматривать варианты внедрения всех мероприятий, обеспечивающих эффективное развитие страховой компании.
Между показателями бюджета существуют определенные функциональные связи, которые определяют допустимость бюджета. Формально допустимым считается бюджет, для которого функциональные соотношения его показателей, отвечающие эффективному развитию компании, соблюдаются (например, формально допустимым может считаться любой бюджет, обеспечивающий получение прибыли). По желанию специалистов к числу формально допустимых могут также относиться бюджеты с заданной заранее величиной дефицита (избытка) финансовых ресурсов.
Поскольку сложившиеся в бизнесе или в данной страховой организации тенденции не всегда отвечают эффективному развитию фирмы, полученный прогноз бюджета обязательно должен быть проанализирован с целью выявления негативных тенденций и тех кризисных ситуаций, которые могут появиться при его реализации. В частности, такие ситуации могут быть связаны с недостатком (избытком) финансовых ресурсов, возникающим при реализации анализируемого прогноза бюджета.
Если анализируемый прогноз является неудовлетворительным, специалисты фирмы должны сформировать такой вариант развития страховой организации, который отвечал бы её эффективному развитию и обеспечивал бы финансовую устойчивость компании. Прогноз бюджета, обеспечивающий финансовую устойчивость страховой организации, отвечающий ее эффективному развитию и принятый к исполнению, носит название проекта бюджета (базового проекта бюджета).
Проект бюджета страховой организации строится на экономически обоснованных прогнозных значениях показателей, обеспечивающих эффективное развитие страховой организации. Он должен выполнять координирующую функцию в организации ее деятельности и являться основой для выработки оперативных решений по управлению финансами. Именно с его показателями будут сравниваться в дальнейшем фактические значения показателей деятельности фирмы.
Контроль и анализ исполнения базового бюджета. Исполнение проекта бюджета подвержено влиянию многих факторов. Поэтому нередко реальные значения показателей деятельности фирмы не согласуются с плановыми. Это вызывает необходимость либо принятия оперативных решении, способствующих реализации принятого варианта бюджета, либо формирования некоторого нового бюджета, учитывающего влияние выявленных факторов и тем не менее обеспечивающего эффективное развитие организации.
Особенности составления бюджета страховой организации. Как уже отмечалось выше, бюджет представляет собой детерминированную модель баланса доходов и расходов, которая предполагает сопоставление доходов и расходов, определение финансового результата страховых операций, инвестиционной деятельности и других видов деятельности.
При составлении проекта бюджета необходимо учесть специфику страховой деятельности, которая, но сути, может определяться рядом дополнительных видов расходов, доходов, активов и расчетов.
К специфическим расходам относятся: 1) расходы на ведение дела; 2) страховые выплаты по прямому страхованию; 3) возмещение доли убытков, уплаченных по рискам, принятым в перестрахование; 4) уплаченные страховые премии по рискам, переданным в перестрахование; 5) уплаченные комиссионные и брокерские вознаграждения, тантьемы, сборы.
В число специфических доходов входят: 1) полученные комиссионные и брокерские вознаграждения, тантьемы, сборы; 2) страховые премии и портфель премий, полученных по рискам, принятым в перестрахование; 3) полученные возмещения доли убытков по рискам, переданным в перестрахование и ретроцессию; 4) страховые взносы (премии) по прямому страхованию; 5) депо премий и убытков страховой организации у других страховых организаций; 6) депо премий и убытков по рискам, переданным в перестрахование; 7) положительные результаты изменения страховых резервов.
Примечание. Ретроцессия есть перестрахование следующего уровня, когда страховщик, получивший на перестрахование риски в качестве перестраховщика, выступает в роли перестрахователя, передавая этот риск другому страховщику.
Специфика активов и обязательств определяется прежде всего наличием ссуд по страхованию жизни, а к специфическим расчетам относятся расчеты по: 1) претензиям; 2) регрессным требованиям; 3) различным видам страхования; 4) рискам, переданным в перестрахование; 5) рискам, принятым к перестрахованию; 6) прямому страхованию.
Примечание. Под регрессным требованием понимается требование страховщика, предъявляемое виновнику ущерба, нанесенного застрахованному, после того, как страховщик выполнил свои обязательства по страховым выплатам.
При определения финансового результата страховая организация дополнительно учитывает суммы, присужденные в пользу страховщика по регрессным искам к лицам, ответственным за причиненный ущерб застрахованному имуществу, или признанных этими лицами. Специфическими именно для страхования являются также резерв незаработанной премии, резерв по страхованию жизни, резервы убытков, другие технические резервы.
Прогноз или проект бюджета страховой организации представляет собой по сути прогнозный, или плановый, баланс прихода и расхода денежных средств, формируемый на основе следующих групп показателей:
в приходной части: а) поступления от страховой деятельности (прямое страхование, принятое перестрахование, возмещения убытков от перестраховщиков, регрессы, комиссионные вознаграждения цедента, т. е. перестрахователя); б) поступления от инвестиционной деятельности; в) поступления от брокерской деятельности; г) прочие доходы;
в расходной части: а) возмещение убытков и т. п. страховые выплаты по прямому страхованию, страховые выплаты по принятому перестрахованию, суммы, выплачиваемые при расторжении договоров); б) расходы по продаже (комиссионные агентов и брокеров, реклама и т. п.); в) расходы на перестрахование; г) административные расходы (представительские и командировочные расходы, покупка основных средств и нематериальных активов, обслуживание других основных средств и т. п.); д) оплата услуг сторонних организаций; е) налоги; ж) инвестиционные расходы; з) прочие расходы.
Поскольку страхование связано с непредсказуемостью возникновения ущерба и заранее неизвестным влиянием внешних факторов, многие параметры, описывающие страховые операции, носят случайный характер.
В их числе: объем и структура ожидаемых премий по видам страхования; ожидаемые убытки и выплаты; нормы отчисления в резервы (в резерв предупредительных мероприятий, резерв колебаний убыточности и т. п.); параметры перестраховочной деятельности; ожидаемая ставка инвестиционного дохода; ожидаемые расходы на ведение дела; перечень налогов и их станки.
Как уже отмечалось, при построении прогноза бюджета можно использовать какие-либо конкретные значения случайных параметров (страховых взносов, страховых выплат и т. п.), а можно вместо этих конкретных значений использовать их статистические оценки.
Поэтому при формировании статей бюджета, последующем прогнозировании, планировании, анализе и контроле показателей рекомендуется либо осуществлять многовариантные расчеты по определению прогноза бюджета, которые отвечают различным конкретным значениям случайных параметров, либо проводить статистическое оценивание случайных параметров и использовать полученные оценки при построении прогноза или проекта бюджета.