Понятие и содержание финансового механизма

 

Реализация целей и задач финансовой политики осуществля­ется с помощью применения различных приемов организации финансовых отношений на централизованном и децентрализо­ванном уровнях, которые в совокупности определяют содержа­ние механизма достижения целей и задач финансовой политики или финансового механизма.

Финансовый механизм совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

Вид организации финансовых отношений является исходным первичным элементом финансового механизма, поскольку опре­деляет способ их выражения и проявления в соответствующих финансовых ресурсах. В финансовой науке выделяют виды финансовых ресурсов, каждый из которых является результатом распределительного процесса как на макроуровне, так и при форми­ровании денежных доходов и накоплений в рамках отдельной организации.

На практике в сфере государственных и муниципальных финансов в процессе мобилизации доходов в бюджет органов государственной власти и местного самоуправления и бюджеты государственных внебюджетных фондов используются конкретные виды налоговых платежей (налог на прибыль орга­низаций, налог на доходы физических лиц, НДС, акцизы и т.д.) и виды неналоговых поступлений (дивиденды по акциям, принад­лежащим государству, проценты по бюджетным кредитам, суммы пени и штрафов за нарушение бюджетного законодательства и т.д.).

В ходе предоставления бюджетных средств используются конкретные виды бюджетных расходов — на финансирование со­ответствующих отраслей экономики, на содержание аппарата уп­равления, на реализацию целевых программ, на обслуживание долговых обязательств субъектов власти на всех уровнях бюджет­ной системы РФ и прочие расходы.

В сфере финансов субъектов хозяйствования примерами видов финансовых ресурсов коммер­ческих организаций являются взносы учредителей в денежной форме в уставный (складочный) капитал организации, прибыль, амортизационные отчисления, а некоммерческих организаций -доходы от оказания платных услуг, доходы от сдачи имущества в аренду, взносы учредителей, членские взносы и т.д.

Под формой организации финансовых отношений понимается внешний порядок их организации, т. е. установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике. В ходе организа­ции бюджетных отношений используются различные формы расходов бюджетов (ст. 69 БК РФ), формы поступления средств в процессе межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, дотации, субвенции и др.).

При формировании налоговых дохо­дов бюджета в порядок их образования будут включаться регла­ментируемые нормами налогового права источник уплаты налога и налоговая база, процентные ставки, система налоговых льгот и санкций, а также порядок уплаты налога. На микроуровне ис­пользуются различные формы финансового обеспечения воспро­изводственного процесса: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.

Методами организации финансовых отношений в финансовой науке называются способы формирования финансовых ресурсов и практического осуществления операций, связанных с финанса­ми. Можно выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:

финансовый метод используется для формирования финан­совых ресурсов преимущественно на безвозвратной и безвоз­мездной основе. Финансовым методом, как правило, формиру­ются собственные финансовые ресурсы коммерческих и неком­мерческих организаций (аккумулирование членских взносов в некоммерческих организациях соответствующих организацион­но-правовых форм; формирование амортизационных отчисле­ний и прибыли в коммерческих организациях происходит на без­возмездной и безвозвратной основах);

метод кредитования связан с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности. На макроуровне этот метод используется в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд другому бюджету (ст. 6 БК РФ), а на микроуровне — при получении юридическими ли­цами кредитов банков, бюджетных кредитов (ст. 76—77 БК РФ), налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых цен­ных бумаг коммерческими организациями;

налоговый метод подразумевает аккумулирование денеж­ных средств для финансового обеспечения деятельности государ­ства и (или) муниципальных образований в форме денежных платежей (налогов) юридических и физических лиц на обязатель­ной, принудительной и безвозмездной основах. В условиях функ­ционирования рыночной экономики налоговый метод является преобладающим при формировании финансовой базы деятель­ности органов государственной власти и местного самоуправле­ния. Однако при его использовании следует обеспечивать необходимый баланс между объемом аккумулируемых с помощью налогов финансовых ресурсов на макроуровне и размером финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении организаций и населения с целью обеспечения финансовой устойчивости организаций и финансовой защиты населения от различных экономических и социальных рисков;

4) страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Его использова­ние в рыночной экономике, характеризующейся проявлением многих элементов стихийности в ходе ее функционирования, не­посредственно связано с особенностями осуществления финан­совой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда возрастает возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества. В этой ситуации страховые фонды, созданные в денеж­ной форме, позволяют обеспечить устойчивое функционирова­ние экономики и социальной сферы при наступлении различно­го рода непредвиденных событий, имеющих негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйство­вания, бюджетную систему государства и социальное обеспече­ние населения.

Способы количественного определения параметров финансово­го механизма, имеющих мерные характеристики (налоговые ставки, объем каждого вида финансовых ресурсов в фондовой и нефондовой форме, объем бюджетных ассигнований и прочие количественные параметры), являются наиболее мобильной частью финансового механизма. К способам количественного определения параметров финансового механизма относятся спо­собы исчисления бюджетных доходов, способы определения не­обходимого объема финансовой помощи соответствующим бюд­жетам, способы начисления амортизации и т.п. Необходимость их постоянного изменения и совершенствования диктуется пере­меной государственного устройства, состава финансовых полно­мочий на соответствующем уровне управления, методов хозяй­ствования, условий экономического и социального развития го­сударства и прочими факторами. Такие изменения, как правило, обусловлены целями и задачами финансовой политики государ­ства на современном этапе.

Финансовый механизм является инструментом осуществле­ния финансовой политики государства, регионов и муниципаль­ных образований. Используя различные элементы финансового механизма, органы власти стремятся обеспечить реализацию це­лей финансовой политики, решение ее стратегических и такти­ческих задач.

При этом корректировка элементов финансового механизма происходит путем изменения соответствующих норм финансового права, в которых установлены четкие правила функционирования каждого структурного элемента финансово­го механизма.

Таким образом, перестройка финансового меха­низма в соответствии с ходом экономического и социального развития государства обязательно регламентируется соответству­ющими нормативно-правовыми документами.

 

Искать на сайте

Забавное фото

1249307333_podborka_656_154.jpeg
Яндекс.Метрика