Понятие, объекты и система финансового планирования

 

Существуют разнообразные определения понятия «планиро­вание». Однако можно выделить ряд признаков, которые характери­зуют эту деятельность. К ним можно отнести: 1) регламентирован­ность (упорядоченный процесс); 2) связь с обработкой информации; 3) направленность на достижение определенных целей; 4) времен­ной характер.

Под планированием следует понимать процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного ха­рактера и определение путей наиболее эффективного их достижения.

Результатом планирования является план либо совокупность (система) планов. План представляет собой ре­зультат упорядоченного процесса, в котором определены параметры для достижения целей в будущем.

Планирование выступает в каче­стве действенного инструмента достижения поставленных целей по­средством принятия согласованных мер в меняющейся внешней и внутренней среде.

Высшая цель планирования состоит в своевремен­ном выявлении средств и альтернатив, которые снижали бы риск принятия ошибочных решений.

Финансовое планирование представляет собой заключительный этап в системе народно-хозяйственного планирования. Относитель­ная обособленность отдельных звеньев финансовой системы предпо­лагает разработку комплекса финансовых планов для каждого звена, каждого субъекта финансовой системы.

Главным объектом финансового планирования выступают финан­совые ресурсы, перераспределяемые между отдельными субъектами финансовой системы. Движение финансовых ресурсов закрепляется в соответствующих планах, которые образуют единую систему фи­нансового планирования. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетам (федеральному, субъектов Федера­ции, органов местного самоуправления), в которых находит количе­ственное выражение форма образования и расходования фондов де­нежных средств, предназначенных для финансового обеспечения за­дач и функций государственного и муниципального управления.

Бюджеты разрабатываются с учетом необходимости достижения минимальных государственных стандартов на основе нормативов фи­нансовых затрат, а также в соответствии с другими нормами (норма­тивами), установленными законодательством Российской Федерации, субъектов Федерации, правовыми актами органов местного само­управления.

Наряду с бюджетами на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации, органов местного самоуправления могут формироваться и формируются внебюджетные фонды. Движение денежных средств в этих фондах отражается соответственно в сметах доходов и расходов. Эти сметы представляют собой не что иное, как финансовые планы внебюджетных фондов.

На общегосударственном и территориальном уровнях в систему финансового планирования включается разработка и реализация пер­спективных финансовых планов, финансовых балансов, а также ба­лансов движения доходов и расходов населения.

Перспективное финансовое планирование осуществляется в целях обеспечения координации экономического и социального развития и финансовой политики, а также комплексного прогнозирования фи­нансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов, отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.

Перспективные финансовые планы разрабатываются на три года, из которых первый год — это год, на который составляется бюджет; следующие два года — плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической по­литики.

Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социаль­но-экономического развития Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований; при этом плановый период сдвигается на один год вперед.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой совокупность всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов Россий­ской Федерации, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресур­сов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономи­ческого развития соответствующей территории и является основой для составления проектов бюджета.

Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в Ми­нистерстве экономического развития  РФ с участием Ми­нистерства финансов РФ. Он позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показа­тели всех звеньев финансово-кредитной системы, определить источники финансирования мероприятий, определенных в прогнозе экономического и социального развития государства; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов, произвести прогнозные финан­совые расчеты и скорректировать направления финансовой политики.

В балансе денежных доходов и расходов населения отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной фор­мах.

Денежные доходы населения формируются из трех источников:

- заработная плата и надбавки к заработной плате, премии, сред­ства на командировочные расходы, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем наемным работникам;

- доходы от предпринимательской деятельности, участия в при­былях предприятий, операции с личным имуществом и доходы от кредитно-финансовых операции;

- социальные трансферты (государственные пенсии, пособия, сти­пендии и т. п.).

Расходы подразделяются на: 1) потребительские расходы; 2) на­логи, другие обязательные платежи и добровольные взносы; 3) де­нежные накопления и сбережения.

Баланс денежных доходов и расходов населения используется для планирования наличного денежного оборота, розничного товаро­оборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов. Он составля­ется как на федеральном, так и на региональном уровне.

На феде­ральном уровне он разрабатывается Министерством экономического развития РФ с участием Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ и других финансовых органов.

 

Искать на сайте

Забавное фото

1250100564_podborka_663_112.jpeg
Яндекс.Метрика