Понятие, содержание, стадии, принципы и участники бюджетного процесса

 

Бюджетный процесс — это совокупность следующих друг за другом этапов формирования и исполнения бюджета начиная с момента его разработки до момента утверждения отчета об исполнении, подчиненных цели создания централизованного фонда денежных средств (государст­венного или муниципального бюджета) и эффективного его использова­ния для обеспечения функции государства и местных органов власти.

Бюджетный процесс представляет собой особую деятельность уча­стников бюджетного процесса по организации процедур составления и рассмотрения проектов бюджетов, их утверждению и исполнению, а также контролю за их исполнением. Он регламентируется нормами права, предписывающими правила и порядок сто осуществления.

Бюджетный процесс в Российской Федерации регламентируется: 1) Бюджетным кодексом РФ; 2) соответствующим законом субъекта Федерации; 3) соответствующими правовыми актами органа местного самоуправления.

Бюджетный кодекс РФ, являющийся базовым документом, регули­рующим бюджетную деятельность, выделяет следующие стадии бюд­жетного процесса: 1) составление проектов бюджетов; 2) рассмотре­ние и утверждение бюджетов; 3) исполнение бюджетов; 4) подготов­ка, рассмотрение отчета и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Каждая стадия имеет свое назначение, все они должны быть со­блюдены и выполнены в обозначенные законодательством сроки. Открытие бюджетных ассигнований осуществляется финансовыми орга­нами только после утверждения соответствующего бюджета, что соз­дает основу для исполнения бюджета.

Помимо стадий бюджетного процесса Бюджетный кодекс РФ опре­деляет порядок осуществления государственного и муниципального контроля за исполнением бюджета, а также прописывает меры и поря­док ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Деятельность государственных органов от начала составления бюд­жета до утверждения отчета о его исполнении длится около 3,5 лет. Этот период называется бюджетным циклом.

В основе организации бюджетного процесса лежат общие прин­ципы организации бюджетной системы.

Бюджетный процесс подразумевает определенный порядок и по­следовательность вступления в бюджетные отношения различных субъектов, являющихся участниками этих отношений, согласно их функциональному назначению, задачам и закрепленным за ними бюджетным полномочиям. В систему органов, обладающих бюджет­ными полномочиями, входят финансовые органы, органы денеж­но-кредитного регулирования, органы государственного (муници­пального) финансового контроля. Органом денежно-кредитного регу­лирования является Банк России.

Органами государственного или муниципального финансового контроля являются: Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы законодатель­ных (представительных) органов субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления.

Субъекты РФ в целях осуществления бюджетной политики соз­дают финансовые органы и органы финансового контроля в соответ­ствии с собственным законодательством. Муниципальные образова­ния в целях обслуживания местного бюджета и управления его сред­ствами создают муниципальные казначейства и (или) иные финансовые органы (должности) в соответствии со своим уставом и законодательством РФ.

Участниками бюджетного процесса являются: а) Президент РФ; б) органы законодательной (представительной) власти; в) органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуще­ствляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы; г) органы денежно-кредитного регулирования; д) органы государст­венного и муниципального финансового контроля; (е) главные рас­порядители и распорядители бюджетных средств; ж) иные органы, на которые законодательством Российской Федерации и ее субъек­тов возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные уч­реждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организа­ции, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Особыми бюджетными полномочиями наделено Министерство финансов РФ, которое:

  • составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство РФ, а также принимает участие в разработке проек­тов бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • осуществляет методическое руководство в области составления проекта федерального бюджета и его исполнения;
  • разрабатывает по поручению Правительства РФ Программу го­сударственных внутренних заимствовании Российской Федерации, условия выпуска и размещения государственных займов, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг, проводит регист­рацию эмиссии государственных ценных бумаг субъектов РФ и му­ниципальных ценных бумаг;
  • осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;
  • разрабатывает по поручению Правительства РФ Программу го­сударственных внешних заимствований Российской Федерации, орга­низует работу по привлечению иностранных кредитных ресурсов, разрабатывает программу предоставления гарантии Правительства РФ на привлечение иностранных кредитов третьими сторонами и определяет порядок предоставления таких гарантий;
  • предоставляет по поручению Правительства РФ от имени Рос­сийской Федерации государственные гарантии ее субъектам, муници­пальным образованиям и юридическим лицам;
  • проводит проверки финансового состояния получателей бюд­жетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, бюджет­ных кредитов и государственных гарантий, бюджетных инвестиций;
  • регистрирует эмиссии займов субъектов РФ, муниципальных образований, государственных унитарных предприятий и федераль­ных казенных предприятий;
  • ведет государственные книги (реестры) внутреннего и внешнего долга РФ;
  • осуществляет управление государственным долгом РФ;
  • организует исполнение федерального бюджета, а также бюдже­тов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соот­ветствующих бюджетных соглашений;
  • исполняет федеральный бюджет;
  • осуществляет предварительный и текущий контроль за испол­нением федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджет­ных соглашений;
  • составляет отчет об исполнении упомянутых бюджетов в слу­чае заключения соответствующих бюджетный соглашений;
  • составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ;
  • представляет отчет об исполнении федерального бюджета в Правительство РФ;
  • устанавливает порядок ведения учета и составления отчетности об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, смет расходов бюджетных учреждений, устанавливает формы учета и отчетности по исполнению бюджетов всех уровней;
  • открывает лицевые счета главных распорядителей, распорядите­лей бюджетных средств, бюджетных учреждений, а также бюджетные счета получателей бюджетных средств;
  • обладает правом требовать от главных распорядителей, распо­рядителей и получателей бюджетных средств представления отчетов об использовании средств федерального бюджета и иных сведений, связанных с получением, перечислением, зачислением и использова­нием средств федерального бюджета;
  • получает от кредитных организаций сведения об операциях с бюджетными средствами и средствами государственных внебюджет­ных фондов;
  • приостанавливает операции по лицевым счетам главных распоря­дителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета.

Особая ответственность за организацию и непосредственное ис­полнение бюджетного процесса возложена на Федеральное казначей­ство. Оно несет ответственность за:

а) правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами;

б) финансирование расходов, связанных с предоставле­нием бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных га­рантий с нарушением порядка, установленного Бюджетным кодексом РФ;

в) полноту и своевременность перечисления бюджетных средств получателям;

г) своевременность зачисления бюджетных средств на счета получателей;

д) своевременность представления от­четов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;

е) фи­нансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;

ж) финансирование расходов сверх утвержденных лимитов обяза­тельств бюджета;

з) осуществление контроля за соблюдением бюд­жетного законодательства РФ главными распорядителями, распоря­дителями и получателями бюджетных средств, кредитными организа­циями;

и) исполнение предписаний Счетной палаты РФ и решений актов судебных органов о компенсации ущерба, нанесенного финан­совыми органами получателям бюджетных средств.

 

Искать на сайте

Забавное фото

1300307782_1300227012_these_funny_animals_640_26.jpeg
Яндекс.Метрика