Типы организации бюджетной системы

 

Для государств с федеративным устройством можно выделить три типа организации бюджетной системы: централизованные, децен­трализованные и комбинированные.

При централизованном типе разграничение полномочий между уровнями власти по расходам, как правило, не сопровождается наде­лением их достаточными собственными источниками доходов. В этих условиях финансирование территориальных программ осущест­вляется за счет централизованных средств федерального бюджета с использованием различных форм межбюджетных отношений. Здесь самостоятельность функционирования нижестоящих звеньев бюджет­ной сферы сведена к минимуму.

Децентрализованные типы организации бюджетной системы строятся на признании высокой степени самостоятельности регио­нальных и местных бюджетов. Финансовая помощь из вышестоящих бюджетов сведена к минимуму. И наконец, полномочия в сфере рас­ходов адекватны полномочиям в сфере доходов. При этой организа­ции проведение единой финансовой и экономической политики в рамках государства весьма затруднено.

Децентрализация может отрицательно сказаться на способности федеральных органов власти контролировать макроэкономические процессы. Действия региональных и местных органов могут вступать в противоречия с решением задач, возложенных на федеральный центр. Не следует также забывать, что руководители независимых в экономическом отношении региональных органов власти зачастую склонны ставить собственные интересы выше интересов государства в целом.

Такая ситуация наиболее часто характерна для многонацио­нальных государств с федеративным устройством, сформированных по принципу выделения и обособления национально-административ­ных образований. Региональная децентрализация в этих случаях мо­жет как способствовать развитию особенностей и преимуществ на­циональных экономик, так и стать причиной распада государства.

Говоря об особенностях децентрализации управления в федера­тивных государствах, необходимо также указать на то, что децентра­лизация власти позволяет более чутко улавливать социально-эконо­мические, этнические и культурные особенности населения. Слож­ность проблемы состоит в нахождении той грани, за которой децентрализация власти ведет к неизбежному противопоставлению интересов субъектов федерации государству в целом.

Для комбинированной модели бюджетного федерализма харак­терны следующие черты:

- использование механизма горизонтального и вертикального бюджетного выравнивания;

- повышенная ответственность федерального центра за создание ус­ловий для социально-экономического развития регионов, что неизбеж­но ограничивает самостоятельность региональных властей и обусловли­вает необходимость контроля со стороны федеральных органов власти;

- значительная роль бюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов нижестоящим для регулирования и бюджетного выравни­вания регионов.

Вертикальное выравнивание подразумевает процесс нахождения соответствия между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с его доходными источниками и компенсирование дисба­ланса региональных бюджетов за счет трансфертов; оно означает, по сути, недостаточность поступлений из собственных источников в бюджет какого-либо уровня для покрытия расходов, связанных с предоставлением населению общественно значимых услуг.

Горизонтальное выравнивание предполагает пропорциональное распределение налогового бремени между субъектами федерации для устранения или, по крайней мере, снижения неравенства налоговых возможностей различных территорий, а также учет дифференциации населения по уровню среднедушевого бюджетного дохода и нивели­рование региональных различий в прожиточном минимуме, денеж­ных доходах и расходах населения.

 

Искать на сайте

Забавное фото

1244473765_podborka_617_30.jpeg
Яндекс.Метрика