Информационное и маркетинговое обеспечение промышленной политики

В бизнес-планах содержится анализ рынков новых товаров, их конкурентоспособности, цен и возможных (если не гарантированных) объемов сбыта на основных товарных рынках.

Принципиальная схема информационного и маркетингового обеспечения промышленной политики приведена на рисунке 1.

 

Рис. 1. Информационное и маркетинговое обеспечение промышленной политики России

Государственная промышленная политика предполагает формирование трех массивов информации.

Во-первых, информации о реализации товаров на рынках (по принятой классификации) в товарных группах, выпускаемых промышленностью. Во-вторых, сведений о возможностях промышленных предприятий выйти на эти рынки с конкурентоспособной продукцией. В-третьих, конкретные данные о вероятных эффективных товаропроизводителях.

Анализ структуры и динамики товаропотоков является важным элементом промышленной политики. Он позволяет выявить товары пользующиеся повышенным спросом на тех или иных рынках, определить страны и регионы их потребителей, оценить эффективность и интенсивность сложившихся связей.

Источником информации о выпускаемых товарах служат статистические справочники об основных видах продукции, выпускаемых промышленными предприятиями, и другие коммерческие источники. Обработка этой информации позволяет получить первичный массив конкурентоспособных товаров по соответствующим рынкам.

Информация о заделе перспективной конкурентоспособной продукции, предназначенной для выхода на соответствующие рынки в официальной статистике отсутствует.

В рамках государственной промышленной политики эта информация может быть результатом разработки бизнес-планов и инвестиционных программ, реализуемых при государственной поддержке, а также результатом экономического обоснования государственных гарантий и кредитов, санации промышленных предприятий и т. д.

Вся эта информация позволяет сформировать банк данных о конкурентоспособной продукции, выпускаемой промышленными предприятиями и пользующейся спросом на соответствующих рынках, и о потенциально конкурентоспособной продукции, соответствующей потребностям рынков. Постепенное накопление, постоянный анализ информации о движении промышленных товаров дает возможность оценить и корректировать товарную специализацию промышленности.

Для действенной и целенаправленной государственной поддержки предприятий промышленного комплекса, для выбора конкурентоспособных предприятий создается массив информации о промышленных предприятиях с оценкой и ранжированием их по эффективности. Это делается на основе балансов промышленных предприятий, направляемых в налоговую инспекцию, а также сведений, представляемых при заключении инвестиционных договоров или на основе анализа эффективности предполагаемых мер государственной поддержки.

Данные этого массива позволяют сгруппировать предприятия по эффективности, оценить их финансовое и хозяйственное положение, целесообразность применения к ним мер стимулирования, выделить основных претендентов на поддержку. Как правило, это предприятия, которые выпускают конкурентоспособные товары и реализуют их на соответствующих товарных рынках. Работа в этом направлении уже проводится.

Для оптимизации структуры товаропроизводителей и оценки их технического уровня большое значение имеет массив базовых технологий, используемых промышленными предприятиями для выпуска продукции товарной специализации промышленности. Он формируется на основе информации, получаемой из инвестиционных программ и данных предприятий, обосновывающих оказание мер поддержки с участием научно-исследовательских и технологических организаций.

Совместная обработка таких массивов информации позволяет сформировать расчетную базу для выработки рыночно-ориентированной промышленной политики, а также определить условия, способствующие выходу на товарные рынки потенциально-эффективных предприятий. Для оживления производственной деятельности этих предприятий требуются, как правило, санационные меры, включающие разработку инвестиционных и инновационных программ, реализуемых с участием государства.

При анализе инвестиционных программ главным критерием эффективности должно быть соответствие цены и качества готовящейся к выпуску продукции требованиям конкретного рынка и рентабельности производства.

Конечные результаты принятых мер оцениваются по росту объемов реализации товаров, увеличению платежей в государственный бюджет, по насыщению рынков товарами и решению социальных задач.

Структура системы государственного регулирования развития промышленности России приведена на рисунке 2.

Рис. 2. Функции регулирования промышленности России

Для реализации государственной промышленной политики необходимо проведение некоторой системы мер государственного прямого и экономического воздействия. Это позволит добиться эффективной реструктуризации промышленности, увеличения объемов реализации промышленной продукции, разработки эффективной инновационно-инвестиционной политики.

Система мер должна постоянно реагировать на изменение маркетингового состояния внутренних и мировых рынков промышленных товаров на основе прогноза их развития.

Таким образом, промышленная политика обеспечивает концентрацию ресурсов общества на выбранных направлениях развития экономики и реализуется через долгосрочную программу развития промышленности. С ее помощью проводится целенаправленная структурная перестройка промышленности на основе эффективного использования накопленного, развивающегося и привлеченного научно-технического потенциала и инвестиций.

Искать на сайте

Забавное фото

1250100410_podborka_663_88.jpeg

Интересное

Яндекс.Метрика