Инструменты инвестиционной политики государства

Создание благоприятного инвестиционного климата требует использование всего комплекса инструментов инвестиционной политики государства.

Одним из инструментов инвестиционной политики государства является гармонизация инвестиционного законодательства и формирование единого пространства, благоприятного для инвестиций, на всей территории страны. Его характерные черты — обеспечение стратегическим инвесторам надежных гарантий защиты инвестиций от экспроприации или национализации, гарантированность неухудшения условий инвестирования в течение инвестиционного цикла и возврата средств в случае срыва проектов не по их вине.

Не менее существенна роль инвестиционной политики и в устранении диспропорций развития различных отраслей отечественной экономики. Вместе с тем конкретные инструменты инвестиционной политики государства целесообразно использовать дифференцированно.

Все зависит от рыночных перспектив и потенциальной роли этих отраслей в достижении качественно нового уровня конкурентоспособности экономики страны, обретения ею достойного места в международном разделении труда.

Например, в отраслях, определяющих технический прогресс и располагающих уникальным инвестиционным потенциалом (производство вооружений, космонавтика и авиация, деревообрабатывающая и целлюлозо-бумажная промышленность), необходим прямой государственный протекционизм.

Для добывающих отраслей, обладающих высоким экспортным потенциалом и способных к развитию за счет собственных и привлеченных средств, большое значение имеют косвенные механизмы государственного регулирования, формирующие благоприятный инвестиционный климат.

Ряд отраслей экономики, где отставание от мировых лидеров достаточно велико (автомобильная промышленность, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, легкая и пищевая промышленность) принципиальное значение имеет выбор оптимального сочетания прямых и косвенных методов регулирования.

Одним из инструментов инвестиционной политики государства является таможенная защита потенциально конкурентоспособного национального товаропроизводителя. Принципиально важным представляется и стимулирование отраслевой и межотраслевой интеграции, чтобы в максимальной степени использовать механизм инвестиционного мультипликатора.

Инвестиционному обеспечению модернизации российской экономики будет также способствовать появление стратегического иностранного инвестора на российском рынке.

Важно здесь и появление устойчивых признаков преодоления социально-экономического кризиса, развитие правовой базы инвестиционного сотрудничества в части усиления гарантий защиты прав инвесторов, необходимо также совершенствование системы страхования от коммерческих и некоммерческих рисков, обеспечение информационной «прозрачности» реципиентов инвестирования.

Общеизвестна крайняя необходимость обеспечения структурной перестройки отечественной экономики на инновационной основе, адаптации к российским условиям передового управленческого опыта.

Поэтому особую актуальность приобретает научно обоснованное решение вопросов формирования благоприятных налогового и таможенного режимов для иностранных инвесторов.

При этом предоставление им односторонних налоговых и таможенных льгот должно быть редким исключением из общего правила распространения на иностранного инвестора национального режима инвестирования.

Оно может быть обусловлено, к примеру, импортом в Россию наукоемких, малоотходных и ресурсосберегающих технологий, не имеющих конкурентоспособных отечественных аналогов, организацией производства новых видов продукции при условии поставок сырья и комплектующих российскими товаропроизводителями.

По состоянию на конец 2013 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 384,1 млрд. долларов США, что на 6,0% больше по сравнению с 2012 годом.

В 2013 г. в экономику России поступило 170,2 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 10,1% больше, чем в 2012 году.

Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил 127,2 млрд. долларов, или на 6,9% меньше, чем в 2012 году.

Серьезным тормозом на пути привлечения инвестиций в реальный сектор российской экономики стала излишняя бюрократизация процесса выбора инвестором места для создания новых предприятий и согласования всей необходимой документации. Если, например, в странах Юго-Восточной Азии период согласования составляет в среднем один месяц, то в России оно может продолжаться год и более.

Таким образом, использование всего комплекса инструменты инвестиционной политики государства позволит создать благоприятный инвестиционный климат в стране и стимулировать приток иностранных инвестиций.

Искать на сайте

Забавное фото

1311771857_pod_53.jpeg
Яндекс.Метрика