Качественные характеристики федеративных отношений

Назовем основные качественные характеристики федеративных отношений. Они достаточно многочисленные.

Прежде всего отметим, что в федерациях, реализуется горизонтальная модель государственного (в том числе территориального) управления, которое базируется на равном партнерстве федерации и ее субъектов, сотрудничестве двух уровней государственной власти (федерации и ее субъектов). Такое сотрудничество вытекает из признания гражданами субъектов Федерации экономической и политической необходимости такого союза.

Но из этого следует необходимость добровольного объединения этих субъектов в национально-государственное объединение — Федерацию. При этом субъекты Федерации утрачивают свой государственный суверенитет, сохраняя статус национально-государственных образований, определяя федеральные и собственные предметы ведения.

Заметим, что субъектом Федерации может быть признан только экономически самостоятельный партнер, т. е. способный обеспечивать каждодневные потребности населения региона, содержать соответствующий государственный аппарат, отвечать по обязательствам за счет собственных ресурсов.

Важная особенность федеративных отношений состоит в использовании горизонтальной модели бюджетного федерализма, при которой основой формирования доходной базы бюджетов Федерации и ее субъектов являются изначально распределенные между ними предметы ведения.

Однако это не исключает, а предполагает внесение изменений в практику распределения предметов ведения Федерации и ее субъектов при условии их взаимного согласия. Все это, в свою очередь, определяет обязательность двухуровневой системы государственной собственности (федеральной и субъектов Федерации), что является социально-экономической основой равноправия и устойчивости системы экономических отношений между Федерацией и ее субъектами.

При этом во владении субъектов Федерации находятся лишь те объекты, которые гарантируют выполнение конституционно закрепленных за ними предметов ведения.

Понятно, что взаимодействия между двумя уровнями государственной законодательной, исполнительной власти (федеральной и ее субъектов) базируются на том принципе, что каждая из сторон федеральных отношений не имеет права вмешиваться в предметы ведения другой стороны.

При этом Федерация и ее субъекты, выполняя различные государственные функции, не дублируют друг друга, а руководствуются принципом субсидиарности. В соответствии с ним вышестоящие органы власти решают только те задачи, которые не способны осуществить нижестоящие органы. Нарушение этого принципа приводит к незамедлительным репрессивным мерам в адрес нарушителя.

Составной частью региональной политики является и государственное регулирование процессов формирования и функционирования местного самоуправления.

При этом необходимо учитывать ряд особенностей местного самоуправления.

Во-первых, местное самоуправление возникает и развивается при всех формах государственного устройства; оно также существует в различной этнокультурной среде.

Таким образом, институт местного самоуправления представляет собой общественное явление особого порядка. Можно утверждать, местное самоуправление является составным элементом гражданского общества, в рамках которого выполняет функции: по защите интересов отдельных территориальных и иных сообществ от произвола центральной и региональной бюрократии, по созданию условий для самоорганизации населения с целью удовлетворения его каждодневных потребностей.

Во-вторых, в известной степени противостоя институтам государственной власти в вопросах защиты интересов территориальных сообществ, местное самоуправление в XX столетии начало решать и общегосударственные задачи. Это связано с изменением роли государства и с приданием общегосударственного статуса таким проблемам, как удовлетворение потребностей граждан в жилье, в услугах здравоохранения, в получении образования, в охране окружающей среды и т.п.

Искать на сайте

Забавное фото

1257670257_photopodborka011.jpeg
Яндекс.Метрика