Фискальная политика государства

Финансовые отношения, сознательно осуществляемые и регулируемые с участием государства, формируют финансовую политику.

Финансовая политика складывается из двух направлений деятельности государства: в области налоговых изъятий и в области государственных расходов, а также процессов перераспределения денежных ресурсов и создания государственного бюджета.

Исходным теоретическим основанием финансовой политики выступает фискальная политика, как совокупность мер по сознательному манипулированию налогами и государственными расходами.

Впервые необходимость мер фискальной политики обосновал Дж.М. Кейнс. Она строилась на методологической посылке кейнсианской теории, предполагающей для поддержания макроэкономического равновесия сознательные регулирующие действия государства в виде «изъятия» и «инъекции».

Под изъятием понимались налоги, под инъекциямигосударственные расходы.

В современной экономической теории существуют различные точки зрения на методы проведения фискальной политики государства.

Сторонники кейнсианского направления традиционно ориентируются на создание эффективного совокупного спроса как стимула экономического развития. Поэтому они рассматривают сокращение налогов как основной фактор роста совокупного спроса и, соответственно, роста реального объема производства.

Одновременно в краткосрочном периоде будет происходить сокращение поступлений в бюджет, следствием чего является образование или увеличение бюджетного дефицита.

Сторонники теории «экономики предложения» рассматривают уменьшение налоговых ставок как фактор увеличения совокупного предложения.

Они считают, что уменьшение налогового бремени приводит к росту доходов:

1) населения, а следовательно, к росту сбережений,

2) бизнеса, а следовательно, к увеличению прибыльности инвестиций.

Таким образом, сокращение налогов вызывает рост национального производства и дохода, что, в свою очередь, не только не уменьшает налоговые поступления в бюджет и не вызывает бюджетного дефицита, но при более низких ставках налогов обеспечивает рост налоговых поступлений в бюджет за счет расширения налоговой базы (в соответствии с «эффектом Лаффера»).

Эти причинно-следственные связи иллюстрирует рис. 1.

Рис. 1. Влияние фискальной политики на совокупное предложение

Первоначально равновесие в рамках национальной экономики (совокупный спрос — AD1, совокупное предложение — АS1 достигалось при объеме производства Q, и уровне цен Р1. Сокращение налоговых ставок с доходов населения привело к росту совокупного спроса с AD1 до АD2.

При том же самом совокупном предложении это привело к росту равновесного объема ВНП и увеличению уровня цен (соответственно — Q2 и Р2). Увеличение совокупного спроса при одновременном снижении налоговых ставок с доходов предпринимателей привело к росту и совокупного предложения c AS1 до AS2.

Достигнуто новое равновесие в рамках национальной экономики (совокупный спрос — AD2, совокупное предложение — AS2) при объеме производства Q3 и уровне цен Р3. Следует заметить, что воздействие налогов на спрос осуществляется быстрее.

В краткосрочном периоде снижение налогов однозначно приводит к росту совокупного спроса и уменьшению налоговых поступлений в бюджет, хотя в долгосрочном периоде налоговые поступления могут и увеличиться в результате достигнутого экономического роста.

Иными словами, причинно-следственные связи между фискальной политикой и совокупным предложением рассчитаны на долгосрочный эффект, а сама цепочка этих связей велика.

Искать на сайте

Забавное фото

1250100410_podborka_663_88.jpeg
Яндекс.Метрика