Налогово-бюджетная политика

Важнейшим инструментом макроэкономического регулирования, наряду с кредитно-денежной, является и налогово-бюджетная политика государства.

Примечание. Английский термин fiscal policy переводится на русский язык по-разному. В одних случаях - как фискальная политика, в других - как налогово-бюджетная политика.

Мы будем использовать термин налогово-бюджетная политика как более точный по смыслу.

Налогово-бюджетная политика - это воздействие государства на уровень деловой активности посредством изменения государственных расходов и налогообложения.

Налогово-бюджетная политика влияет на уровень национального дохода и, следовательно, на уровень объема производства и занятости, а также на уровень цен; она направлена против нежелательных изменений экономической конъюнктуры, связанных как с безработицей, так и с инфляцией.

После выхода в свет работ Дж. М. Кейнса в промышленно развитых странах приоритет отдавался не кредитно-денежной (монетарной), а именно налогово-бюджетной политике. В условиях глубокой депрессии, по Кейнсу, монетарная политика может оказаться неэффективной (по крайней мере, теоретически).

Вывести экономику из состояния депрессии, согласно кейнсианскому подходу, в значительной мере могут автономные инвестиции, осуществляемые за счет государства. Вот почему налогово-бюджетная политика до 1950-х гг. - начала 1960-х гг. стояла на первом месте в ряду других инструментов государственного регулирования.

Лишь позже, когда спады стали менее глубокими, а инфляция - устойчивой и хронической, кредитно-денежная политика вышла на авансцену макроэкономического регулирования.

Итак, если мы хотим выяснить суть налогово-бюджетной политики, нужно рассмотреть, что представляет собой государственный бюджет.

Его можно определить как финансовый счет, в котором представлена сумма доходов и расходов государства за определенный период (обычно за год).

Государственный бюджет можно рассматривать на стадии его окончательного утверждения законодательной властью как сумму ожидаемых налоговых поступлений и предполагаемых государственных расходов.

Особый интерес представляет собой анализ исполнения государственного бюджета, в котором может наглядно проявиться расхождение между намерениями правительства и фактическими потоками расходов и доходов.

Помимо федерального государственного бюджета, в ряде стран существуют и внебюджетные фонды социальной сферы.

Так, в Российской Федерации к ним относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В странах с федеративным государственным устройством, таких, как США, Россия, Германия и др., принято различать федеральный бюджет и бюджеты штатов (республик), а также местные бюджеты (например, городские, муниципальные и т. п.). Разделение полномочий в области налогообложения и расходов между бюджетами разного уровня называется налогово-бюджетным федерализмом.

В российской статистике принято рассматривать государственные финансы с использованием следующей терминологии:

• консолидированный бюджет - бюджет, складывающийся из федерального, регионального и местных бюджетов;

• расширенный бюджет (бюджет «расширенного правительства») - федеральный бюджет в совокупности с внебюджетными фондами.

Искать на сайте

Забавное фото

1300823731_pod_14.jpeg
Яндекс.Метрика