Рассмотрим особенности понимания принципов ведения предпринимательства в условиях капитализма.
Долгое время обыденные и научные представления о предпринимательстве и предпринимателе связывались с понятием «капитал» и «капиталист».
По К. Марксу и В.И. Ленину, главное в капиталисте то, что он присваивает результаты неоплаченного им труда.
Это есть эксплуатация, реальное отсутствие которой в данном смысле доказано во многих исследованиях.
Если нет эксплуатации, то нет и капиталиста. Есть собственники факторов производства, собственники капитала как фактора производства, но они еще не капиталисты в трактовке Маркса.
Вместе с тем, многие ученые не разделяют данную точку зрения.
«Капиталистом» и сейчас в обиходе называется лицо, обладающее определенной суммой денежных средств (имуществом), которое пускает их в оборот или вкладывает их в какое-либо дело с целью извлечения прибыли.
Со становлением капитализма (по Марксу) существенно раздвинулись масштабы фирм и предприятий, так как сформировались новые возможности объединения денежных средств в форме акционерного капитала.
Научное исследование предпринимательства впервые осуществил Й. Шумпетер. «Предпринимателями, - писал Й. Шумпетер, - мы считаем не только тех «самостоятельных» хозяйственных субъектов рыночной экономики, но всех тех, кто реально выполняет основополагающую функцию, даже если они не являются «самостоятельными», а являются служащими акционерного общества или любой иной частной фирмы».
Как уже указывалось, основополагающей функцией предпринимателя Й. Шумпетер считал новаторство, т.е. деятельность по созданию новой комбинации факторов производства или социальных факторов с целью получения реальной экономической выгоды, в том числе и в виде увеличения прибыли акционерного общества и ускорения развития экономики в целом.
< Предыдущая | Следующая > |
---|