Иерархия предпринимателей

В «Теории экономического развития» австрийский экономист-теоретик Й. Шумпетер обращает внимание на то, что предприниматель - это тот бизнесмен, который делает не то, что делают остальные, и не так, как делают остальные. Это положение имеет принципиальное значение.

Дело в том, что в полной мере неопределенность и, соответственно, риск имеют место не тогда, когда предприниматель действует по установившимся и апробированным правилам и нормам, в полном соответствии с буквой закона и учебника, а когда он поступает вопреки традициям, установившимся нормам, когда решает избрать новое поле деятельности или новое, неизведанное другими направление. Так в свое время поступил Б. Гейтс, занявшись разработкой и выпуском программного обеспечения для персональных компьютеров и ставший самым богатым человеком в США.

Первую, низшую ступеньку в иерархии предпринимателей занимают те бизнесмены, которые во многих случаях свою деятельность строят на базе тривиальных решений и тривиальных способов их реализации. И лишь в «поворотных» моментах своей деятельности в целях выживания принимают кардинальные решения и реализуют их не так, как остальные бизнесмены. Мотивацией их деятельности однозначно является максимизация прибыли. Получение прибыли для них выступает как средство улучшения условий жизни, прежде всего условий материальных.

На второй ступеньке находятся люди весьма инициативные, но находящиеся в рамках традиционного мышления, не способные в полной мере критически осмысливать опыт предшествующих поколений. Они проявляют инициативу, но больше следуют известному медицинскому правилу: не навреди! Это правило верно в медицине, когда на карту ставится жизнь человека и риск ограничен, но оно приносит вред в предпринимательстве. У этой группы бизнесменов мотивация несколько иная, чем у первой группы, но все-таки и у них уже есть пусть небольшой, но элемент иной мотивации - обеспечение самовыражения, внутреннее удовлетворение своей деятельностью.

На третьей ступеньке иерархии находятся предприниматели, для которых органической потребностью является разработка совершенно нетрадиционных решений и реализация их нетрадиционными способами и средствами. Мотивация их деятельности не сводится к обеспечению максимизации прибыли. Не менее важным для них становится получение удовлетворения от своей деятельности, жажда борьбы, победы над конкурентами, стремление к обладанию властью, зачастую и благотворительность.

И наконец, четвертая, высшая группа предпринимателей, которая является суперэлитной. Обеспечение максимизации прибыли для них совсем не главное, это для них пройденный этап. Они, как деловые люди, способны, талантливы, настолько утвердились в своем положении, что для них не представляет особого труда решить задачу максимизации прибыли. Для них главное — иное, что можно выразить двумя основными положениями. Сама предпринимательская деятельность есть выражение их сущности, их нормальное состояние. Они не могут иначе. Их предпринимательская деятельность - это постоянное самовыражение. Это и познание нового, познание неизведанного, постоянные открытия.

Вместе с тем, это и удовлетворение жажды борьбы с конкурентами за новые идеи, за их реализацию, за общественное признание. Кроме того, это ненасытная борьба за власть, которая, как известно, способна опьянить сильные личности. Одно сознание того, что власть у тебя в руках, для суперэлитных предпринимателей выступает вполне приемлемой платой за ежедневный изматывающий труд, за отказ от общепринятых обыденных удовольствий, за отказ от улучшения условий жизни. Более того, как заметил Й. Шумпетер, власть для суперэлиты - это средство, основа для формирования пусть относительно небольшой, но собственной частной империи. Это лучшее подтверждение обладания властью.

Из сказанного следует, что и мотивация деятельности у них совершенно иная. Внешне она противоречит закону Госсена, но по существу здесь нет ничего противоречащего этому закону. На определенном этапе максимизации прибыли для определенного типа бизнесменов меняется объект потребностей. Таким образом, предпринимательство для всех его групп не только профессия, но и способ самореализации.

Сказанное выше о классификации страты предпринимателей можно выразить графически (рис. 1).

Рис. 1. Структура предпринимателей как социальной группы

На рис. 1 показана взаимосвязь качественных характеристик (мотивации деятельности) выделенных групп предпринимателей и их доли (в процентах) в общей численности. Данная кривая отражает тот факт, что по мере перехода от первой к четвертой группе возрастает качественный уровень предпринимателей, существенно изменяются мотивы их деятельности и одновременно уменьшается их количество.

В соответствии с иерархией предпринимателей кривая разбита на четыре части, первая из которых - 01 – соответствует первой, наибольшей по численности группе предпринимателей, обладающих самыми низкими предпринимательскими качествами.

По мере приближения к четвертой части кривой - 3, относящейся к последней, высшей (суперэлитной) группе предпринимателей, - происходит постепенное уменьшение численности групп с одновременным резким возрастанием качественного уровня предпринимателей и изменением мотивов их деятельности.

Искать на сайте

Забавное фото

1250100564_podborka_663_112.jpeg
Яндекс.Метрика