Инвестиционный климат в России сквозь призму притока и оттока капитала

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный климат, иностранные инвестиции, прямые иностранные инвестиции, ПИИ

Важнейшим показателем, определяющим привлекательность или, наоборот, непривлекательность конкретной страны с позиции инвесторов, является её инвестиционный климат. По своему содержанию инвестиционный климат представляет собой комплекс факторов политического, правового, экономического, организационного, социального и иного характера, которые влияют на принятие решений относительно целесообразности вложения средств в экономику той или иной страны.

Как правило, масштабы притока иностранных инвестиций определяются как геополитическими процессами, так и состоянием инвестиционного климата в стране. Но инвестиционная среда одновременно является той основой, которая определяет и движение капитала за рубеж. На высшем уровне руководства России неоднократно заявлялось, что инвестиционный климат в стране нуждается в серьезном реформировании. Эта необходимость прежде всего определяется тем обстоятельством, что для обеспечения устойчивого экономического роста требуется комфортная среда для бизнеса, не сдерживающая инвестиционную активность.

Между тем в последние годы на фоне глобального экономического кризиса сложилась неблагоприятная ситуация, воплотившаяся в уменьшении притока иностранного капитала в Россию и в продолжающемся оттоке капитала за рубеж. По данным Росстата, в 2008 г. снижение иностранных инвестиций в российскую экономику составило по сравнению с предыдущим годом 14,8%, а в 2009 г. - соответственно 21%. Причем в большей степени упали прямые иностранные инвестиции (ПИИ) - на 41,1%, в то время как портфельные - на 37,7%, прочие - на 13,5%.

Тенденция сокращения иностранных инвестиций продолжилась и в 2010 г. За январь - сентябрь 2010 г. их размер по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. сократился на 13,2%, в том числе ПИИ уменьшились на 17,8%, портфельные - на 15,0%, прочие - на 12,2%. Сохраняющийся при этом вывоз капитала из России привел к тому, что все последние годы наблюдался чистый отток капитала, хотя и в уменьшающемся размере. А именно, в кризисном 2008 г. чистый отток капитала из страны составил 133,9 млрд долл., через год - 56,9 млрд долл., а в 2010 г. Центробанк РФ оценил его в размере 38,3 млрд долл.

В отличие от 2009 г., когда наибольший вклад в создание отрицательного сальдо ввоза-вывоза капитала внес банковский сектор, в 2010 г. к процессу оттока приложили руку прежде всего промышленные компании. Так, по итогам 2010 г. банковский сектор зафиксировал чистый ввоз капитала в размере 11,4 млрд долл.: банки нарастили иностранные пассивы на 18,1 млрд долл., одновременно увеличив иностранные активы на 6,7 млрд долл. В свою очередь, компании продемонстрировали чистый вывоз капитала в размере 49,7 млрд долл. Глава Центробанка Сергей Игнатьев отметил, что российские компании резко увеличили остатки средств на счетах иностранных банков и активно приобретали имущество за рубежом.

Сокращение в 2010 г. параметров чистого оттока капитала было связано прежде всего с наращиванием иностранных займов. Применительно к России корпоративный долг оказался сильно концентрированным: по подсчетам Deutsche Bank, к середине 2010 г. на долю 12% заемщиков приходилось 80% обязательств по займам и бондам. Три госкомпании - «Газпром», «Роснефть» и «ВТБ» - аккумулировали 20% всего корпоративного долга. На 1 июля 2010 г., по данным ЦБ, доля госкомпаний и госбанков составляла 33% долга корпоративного сектора, а доля госбанков в общей задолженности банковского сектора - 41,5%.

При этом банки наращивали займы активнее, чем компании. По данным ЦМАКП, за июль - декабрь 2010 г. российские компании и банки разместили евробонды на 20 млрд долл. и заняли 19 млрд долл. через синдицированные кредиты. Почти половина всех этих средств приходилась на госкомпании и госбанки (примерно 70% размещений и 25% кредитов). В результате за второе полугодие 2010 г. корпоративный внешний долг вырос на 6,6% до 436,2 млрд долл. (примерно 30% ВВП): банков - на 18,6% до 44,8 млрд долл., компаний - на 1,5% до 291,3 млрд долл.

Только в декабре 2010 г., по данным ЦМАКП, банки существенно нарастили валютные пассивы и их чистые привлечения составили около 1012 млрд долл. В результате по итогам 2011 г. Россия должна будет выплатить 104,8 млрд долл. внешнего долга, в том числе 36,1 млрд долл. - банки и 62,3 млрд долл. - компании. Таким образом, указанные тенденции определяют возрастание не только долговых обязательств и кредитных рисков, в том числе суверенных, но и не позволяют снизить отток капитала из страны.

Кроме того, как показывает исследование Global Financial Integrity (GFI), Россия занимает второе место в рейтинге стран с наибольшим объемом незаконно вывезенного за рубеж капитала. По данным GFI, в период с 2000 по 2008 г. незаконный отток капитала из России достиг 427 млрд долл. Лидером этого рейтинга является Китай с показателем в 2,18 трлн долл. Третье, четвертое и пятое места в списке занимают Мексика (416 млрд долл.), Саудовская Аравия (302 млрд долл.) и Малайзия (291 млрд долл.).

Неблагоприятная картина притока и оттока капитала в России определяется тем обстоятельством, что среди стран группы БРИК, куда входят Бразилия, Россия, Индия и Китай, у нашей страны наблюдаются наименьшие темпы роста экономики и одни из наибольших параметры инфляции. Статистические данные свидетельствуют о том, что за январь-сентябрь 2010 г. ВВП Китая, Индии и Бразилии вырос по сравнению с аналогичным периодом

2009      г. соответственно на 10,6; 8,8 и 8,7%, в то время как в России - лишь на 2,7%. В сентябре годовой уровень накопленной инфляции в России составил 7%, тогда как в Бразилии - только 4,7%, в Китае - 3,6%. Лишь в Индии инфляция оказалась выше российских показателей, а именно 9,8% в сентябре 2010 г. к сентябрю 2009 г.

В рейтинге глобальной конкурентоспособности Россия опустилась с 43-го места в 2007 г. до 51-го в 2010 г. В рейтинге Doing Business, характеризующем удобство ведения бизнеса в стране, Россия оказалась на 123-м месте из 183, потеряв за год 7 позиций. В рейтинге восприятия коррупции страна скатилась на 154-е место из 178 стран, представленных в рейтинге. По степени коррупции мы находимся на одном уровне с Таджикистаном, Камбоджей, Папуа - Новой Гвинеей или Конго.

Как заявил премьер-министр В. Путин на заседании правительственной комиссии по иностранным инвестициям, которое состоялось 28 декабря 2010 г.: «Нам нужны прямые иностранные инвестиции, причем не просто капитал, а «умные» инвестиции, создание рабочих мест нового качества, передача технологий». Данное высказывание свидетельствует о том, что Россия заинтересована в притоке прежде всего реального капитала, который оказывает решающее воздействие на экономический рост в стране. Между тем всё первое десятилетие ХХ1 в. доля прямых инвестиций в структуре иностранных инвестиций в российскую экономику составляла не более одной четверти. Причем доля ПИИ в 2009 г. даже понизилась (до 19,4%). Подавляющая часть иностранных инвестиций приходится на прочие инвестиции (примерно 3/4), которые представлены в виде кредитов, и, следовательно, в элементах так называемого «летучего капитала». К настоящему времени пока нет оснований для серьезного роста прямых иностранных инвестиций, что, несомненно, связано с плохим инвестиционным климатом в стране.

Коррупция и бюрократия - главные проблемы для бизнеса в России. Так считают представители 127 компаний, входящих в Ассоциацию европейского бизнеса (АЕВ), чьи мнения были учтены в докладе «Стратегии и перспективы компаний АЕВ». Большинство бизнесменов не верят в улучшение ситуации и в ближайшие 2-3 года.

Слабое место России, по мнению многих экспертов, - это её сырьевая зависимость. Положение России в мировом хозяйстве в качестве сырьевого придатка развитых и некоторых развивающихся стран обусловливает деиндустриализацию российской экономики. Приоритеты, отданные отраслям нефтегазового комплекса, не позволяют осуществить решительные шаги по пути диверсификации экономики.

К тому же указанная сырьевая направленность российского экспорта, в свою очередь, характеризуется существенным отставанием от мировых стандартов в области его инфраструктурного обеспечения. Имеется в виду недостаточная пропускная способность магистральных нефте- и газопроводов, транспортных артерий, морских терминалов и складских помещений. Мы наблюдаем явное противоречие между потребностью в углублении процесса интернационализации и отсутствием реальных возможностей для многомерной диверсификации, что в значительной степени определяется слабостью технико-технологической и институциональной основы этого процесса и закрепляет сырьевую направленность российского экспорта.

Кроме того, низкие оценки социальной ответственности бизнеса, корпоративной этики и транспарентности компаний, доступности кредитных средств, степени благоприятствования развитию конкуренции со стороны законодательства и госрегулирования, способности генерировать инновационный продукт - вот неполный перечень условий, определяющих отторжение как иностранных, так и российских компаний от инвестиционных вложений в отечественную экономику.

В октябре 2010 г. был опубликован доклад «Российская модернизация и научно-технические инновации с точки зрения иностранных инвесторов», который был подготовлен членами Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ), объединяющего 42 крупнейшие зарубежные компании, работающие в России. По прогнозу КСИИ, достичь успеха в области модернизации Россия сможет минимум через 15 лет. Причем эта возможность откроется только в том случае, если правительство будет придерживаться жесткого плана действий для развития высоких технологий и инноваций.

Планы российского государства предполагают создание массового внутреннего рынка для наукоемких инноваций и внедрение системы инновационных инкубаторов для зрелых стартапов. Но реализация этих планов станет возможной только при активной борьбе с бюрократией, при упрощении административно-правового, налогового и финансового регулирования. В указанном докладе иностранные компании советуют России не соперничать с Индией, которая специализируется на аутсорсинге, или с Китаем, который выигрывает на дешевизне производимых товаров, а стать экспортером интеллектуальных услуг и наукоёмкой продукции.

В настоящее время российский малый бизнес практически отторгнут от тенденций интернационализации. Антимонопольная и инвестиционная политика российского правительства, стимулирующая вложения в зону высоких технологий и поддерживающая движение на инновации, смогла бы вывести на новый уровень не только технико-технологическую сторону российского производства, но и подключить к имеющимся каналам международного общения хозяйственные структуры разного уровня (в том числе и малый бизнес), что предполагает увеличение их капитализации и инвестиционных возможностей.

Таким образом, выявление противоречивого характера инвестиционного климата в России и выработка комплекса мер по разрешению свойственных ему недостатков позволят обеспечить дальнейшее движение РФ по пути интеграции в мировое хозяйство.

Искать на сайте

Забавное фото

1301925740_podborka_100.jpeg
Яндекс.Метрика