Проблемы создания и развития особых (свободных) экономических зон в России

Ключевые слова: особые, свободные, экономические, зоны, ОЭЗ, СЭЗ, ОЭЗ в России

Особые экономические зоны - определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим предпринимательской деятельности.

В России, помимо Калининградской и Магаданской ОЭЗ (которые функционируют на условиях, отличных от установленных в Законе об ОЭЗ 2005 года), предусматривается создание четырёх видов особых зон:

1. Технико-внедренческие зоны (ТВЗ);

2. Промышленно-производственные зоны (ППЗ);

3. Туристско-рекреационные зоны (ТРЗ);

4. Портовые зоны (ПЗ).

В нашей стране создание ОЭЗ основано на государственно-частном партнерстве, заключающемся в совместном вложении средств бюджета и частных инвестиций в развитие той или иной территории. Государство отвечает за строительство инфраструктуры, а частный бизнес — за коммерческие объекты.

На сегодняшний день в России, помимо Калининградской и Магаданской зон, действуют 24 ОЭЗ, из них: 4 — технико-внедренческие, 4 — промышленно-производственные, 13 — туристско-рекреационные, 3 зоны портового типа с разной степенью готовности. Объем инвестиций в ОЭЗ в 2010 году в России составил 197,36 млрд. рублей, что на 38% (75 млрд. рублей) больше, чем в 2009 году.

До 2025 г. планируется довести число резидентов ОЭЗ до 1 тыс., привлечь не менее 510 млрд. рублей частных инвестиций, создать не менее 140 тыс. рабочих мест. Ожидается выпуск резидентами продукции не менее чем на 5 трлн. рублей и уплаты ими налогов на сумму не менее 1,2 трлн. рублей.

Анализ функционирования особых экономических зон в РФ свидетельствует о том, что данные формы пока еще не на должном уровне выполняют свое основное функциональное предназначение - быть центрами динамичного экономического роста, эффективного решения задач территориального развития и на этой основе обеспечивать сопряженное развитие других регионов.

Сегодня остаются еще проблемы как правового, так и организационного характера, которые необходимо решать, чтобы не повторилась печальная судьба СЭЗ, ставших в конце 90-х годов прошлого века налоговыми убежищами для отмывания денег и черными дырами, через которые капитал уходил за границу. До настоящего времени отсутствует экономическая отчетность как по отдельным предприятиям, так и консолидированная по каждой ОЭЗ, позволяющая сделать вывод об экономической и социальной эффективности этого института. Кроме того, не изучены до конца финансово-правовые аспекты влияния ОЭЗ на развитие национальной экономики и не принята единая концепция их развития. Нет также ориентиров отраслевой ориентации зон, что, в конечном счете, делает их нецелесообразными. Этим, в частности, объясняется и тот факт, что из немногочисленных резидентов российских ОЭЗ - на начало 2010 г. 207 предприятий и индивидуальных предпринимателей - интересы промышленного производства представляют чуть более 10% .

В связи с этим необходимо сформулировать несколько основных выводов в плане создания и деятельности особых экономических зон в России.

1. Отсутствие четко сформулированных целей создания зоны, соответствующих как интересам региона, так и страны в целом. Руководители регионов видят, как правило, в таких зонах лишь одну привлекательную сторону — перспективу получения налоговых льгот. Многие полагают, что свободные экономические зоны помогут им избавиться от проблем, решить которые сами они не в состоянии: экологических, слабо развитой инфраструктуры, развала производства, безработицы, тяжелой социальной обстановки. Однако возникает закономерный вопрос: какой разумный инвестор будет вкладывать деньги в такую зону?

Зарубежный опыт показывает, что для нормального обустройства 1 кв. км промышленно-производственной зоны требуются вложения порядка $40-45 млн.; таможенно-торговой — $10-15 млн. Вот почему большая часть действующих в мире особых экономических зон ограничена пределами предприятия, нескольких производственных объектов, авиа- или морского порта, в исключительном случае — небольшого по территории города или района.

Также важно и то, что система предоставляемых особой экономической зоне льгот должна служить инструментом реализации имеющихся сравнительных преимуществ данной территории, а не механизмом компенсации имеющихся недостатков или отсутствующих факторов развития. Более того, при нынешних масштабах распространения свободных зон в мировом хозяйстве налоговые льготы — далеко не главный стимул для притока в зону иностранного капитала. Более важными в этом отношении могут оказаться сегодня такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур.

2. Прошлый опыт наглядно показал, что процессы создания и функционирования особых экономических зон должны регламентироваться на законодательном уровне, а не на основе постоянно меняющихся и часто непродуманных подзаконных актов.

3. Для оптимизации процессов управления особыми экономическими зонами необходимы создание специального органа государственного регулирования федерального уровня, наделенного соответствующими полномочиями, и четкое разграничение сферы его компетенции с другими региональными и центральными органами государственной власти.

4. Для успешного функционирования особой зоны необходим подготовительный период сроком от 3 до 5 лет, в ходе которого создается производственная и хозяйственная инфраструктура и формируется портфель потенциальных инвестиционных предложений.

5. Необходимость коррекции классической концепции свободных экономических зон, которые в подавляющем большинстве случаев задумывались как комплексные зоны промышленно-производственной направленности, без учета реального состояния и геоположения региона, его экономики и общего инвестиционного климата. При этом не учитывались действительная величина затрат на создание таких зон и ограниченность возможностей изыскания источников их финансирования в стране.

Кроме того, были обойдены вниманием другие типы особых экономических зон (помимо комплексных), которые могли решить более узкие задачи, например по развитию экспортного производства. А по мере становления и развития такие зоны смогли бы решать более глобальные задачи общенационального масштаба. Многие экономисты отмечали несостоятельность принципа создания «суперзон» в границах краев, областей и нескольких субъектов Российской Федерации, так как он дестабилизируют страну в целом, закладывая основу для правового и экономического неравенства ее субъектов. В качестве альтернативы специалисты выработали рекомендации по созданию локальных особых экономических зон на малых территориях.

6. При проектировании особой зоны необходимо уделить особое внимание преимуществам или недостаткам ее местоположения. Между тем некоторые зоны расположены в отдаленных районах страны, не имеющих прямого выхода на экономически выгодные международные коммуникации и торговые каналы, что снижает интерес иностранных инвесторов к данным проектам. Следует учесть и тот факт, что многие зоны могут привлечь иностранных инвесторов не качеством инфраструктуры и не масштабами фискальных льгот, а скорее перспективой доступа к обширному внутреннему российскому рынку. Именно последнее должно быть поставлено во главу угла конкретных зональных проектов.

Таким образом, для повышения эффективности функционирования особых экономических зон в России, помимо стабилизации экономической, правовой и социальной ситуации в стране, необходимо постоянное совершенствование действующего законодательства, создание оптимальных методов контроля за его исполнением. Это позволит привлечь новых резидентов, обеспечить развитие территорий дислокации зон с тем, чтобы они стали действенным инструментом интеграции экономики страны в систему мирохозяйственных связей.

Успех дальнейшего функционирования ОЭЗ в российской экономике во многом зависит от единой концепции их развития, которую еще предстоит разработать и сделать частью правовой системы.

Искать на сайте

Забавное фото

1312121426_funny-bears-29.jpeg
Яндекс.Метрика