Классификация и характеристика налогов в России

Налоговый кодекс Российской Федерации в целом характеризу­ется более совершенной юридической проработкой по сравнению с первоначальным Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», в частности, сняты противоречия с Граж­данским кодексом РФ и другими нормативно-правовыми актами.

Налоговый кодекс призван решать следующие задачи:

  • построение стабильной, единой для РФ налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов;
  • создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей баланс общегосударственных и частных интересов и способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной дея­тельности, увеличению богатства граждан и государства;
  • формирование единой налоговой правовой базы;
  • совершенствование системы ответственности плательщика за нарушение налогового законодательства, с одной стороны, и последова­тельная защита прав налогоплательщиков через регламентацию про­цедуры налоговых проверок, повышение роли судов, упрощение меха­низма уплаты налогов, снижение размеров пени и штрафов — с другой;
  • развитие налогового  федерализма,  позволяющего  обеспечить доходами федеральный, региональный и местный бюджеты закреп­ленными за ними и гарантированными налоговыми источниками;
  • снижение общего налогового бремени, введе­ние исчерпывающего числа налогов; при этом субъекты РФ имеют право вводить или не вводить часть региональных и местных налогов; предполагается также поэтапный ввод ряда налогов (с при­нятием соответствующих законов).

Структура налоговой системы России в соответствии с Налого­вым кодексом РФ выглядит следующим образом.

Федеральные налоги и сборы: 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) налог на прибыль организаций; 5) налог на добычу полезных ископаемых; 6) водный налог; 7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 8) государственная пошлина.

Региональные налоги и сборы: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог.

Местные налоги и сборы: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц.

Кратко охарактеризуем важнейшие из перечисленных налогов.

Налог на добавленную стоимость (НДС) есть форма изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стади­ях производства от сырья до конечного продукта и взимается с каж­дого акта купли-продажи в процессе товародвижения. Налог опреде­ляется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенный на издержки производства и обращения. НДС является косвенным налогом, влияющим на процесс ценообразования и структуру потребления.

Показатель «добавленная стоимость» использовался в статистиче­ских целях в США с 1870 г. В ходе экономической реформы 1979 г. в СССР показатель «нормативно-чистой продукции» (реализованная продукция минус материальные затраты по нормативу) стал глав­ным оценочным показателем хозяйственной деятельности промыш­ленных предприятий.

Впервые идея использовать этот показатель в целях налогообло­жения была высказана в 1919 г. Вильгельмом фон Симменсом. Од­нако практическая необходимость введения НДС возникла в связи с процессом экономической интеграции в Европе, формирования Ев­ропейского экономического сообщества. Проблема состояла в том, что при использовании налога с оборота (или налога с продаж) до­ход реализуется лишь на завершающих стадиях реализации товара.

Приведем условный пример. Предположим, что кузов автомобиля производится в ФРГ на заво­дах «Фольксваген», окончательная сборка осуществляется во Фран­ции на «Рено», а продается автомобиль в Италии. Если используется налог с оборота, то львиную долю налоговых поступлений получит Италия, а ФРГ и Франции достанутся лишь крайне незначительные налоговые доходы.

Такая система косвенного налогообложения тормо­зила интеграционные процессы. Другими причинами введения НДС были необходимость расширения налоговой базы и существенные масштабы уклонения от прямых налогов. Введение нового косвенного налога объясняется и психологическим фактором. Косвенные налоги входят в цену товара и скрыты в ней. При свободном ценообразова­нии и в условиях инфляции выделить, рассчитать величину косвенно­го налога в цене товара достаточно сложно. Прямые налоги, наоборот, наглядны и вызывают психологическое отторжение.

НДС изобрел французский экономист М. Лоре, который в 1954 г. дал описание схемы действия налога на добавленную стои­мость, призванного заменить налог с оборота. НДС сначала прошел экспериментальную проверку с 1955 г. в республике Кот-д'Ивуар. Затем начал использоваться с 1958 г. во Франции и в ФРГ.

НДС был введен в России с 1 января 1992 г. одновременно с от­меной взимания налога с оборота и налога с продаж (последний по ставке 5% был введен Указом Президента СССР М. С. Горбачева от 29 декабря 1990 г.). По сравнению с налогом с оборота НДС взимает­ся многократно, по мере приращения стоимости. Причем конечный результат (оклад налога) является одинаковым, как в случае взима­ния налога с оборота, так и НДС по одной ставке. Однако налоговые платежи поступают более равномерно именно при взимании НДС.

Данное налоговое нововведение в нашей стране было обусловле­но необходимостью решения следующих задач: ориентации на гармо­низацию налоговых систем Европы; обеспечения стабильного, надеж­ного источника доходов в бюджетную систему; достижения баланса интересов субъектов РФ в получении налоговых поступлений.

Однако в России налог на добавленную стоимость вводился во­преки накопленному в этом отношении мировому опыту. Мировая практика показывает, что НДС целесообразно вводить в период рос­та потребительского рынка (экономического подъема), заменяя ряд прямых налогов и постепенно увеличивая ставку (от крайне низкого уровня, например в 5%). В России НДС стал использоваться в усло­виях спада и причем сразу по весьма высокой ставке 28%. При этом вводились и дополнительные прямые налоги.

Замена налога с оборота на НДС имела существенно негативное последствие — привела к перемещению основной массы налогового бремени предприятий из сферы обращения в сферу производства, что, в свою очередь, привело к вымыванию из последней значитель­ной доли оборотного капитала.

Налогу на добавленную стоимость посвящена глава 21 Налогово­го кодекса РФ (часть вторая).

Плательщиками этого налога призна­ются: а) организации, б) индивидуальные предприниматели и в) лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с пере­мещением товаров через таможенную границу РФ (перечень таких лиц определяется Таможенным кодексом РФ).

Под организациями понимаются любые юридические лица всех форм собственности, осуществляющие операции, являющиеся объек­том обложения. Это могут быть юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации); иностранные юридические лица; международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории России. Из числа налогоплательщиков исключены филиалы или обособлен­ные подразделения организаций даже при наличии отдельного ба­ланса и расчетного или иного банковского счета.

Индивидуальными предпринимателями являются физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без обра­зования юридического лица, а также частные нотариусы, охранники, и детективы.

Носителем налога на добавленную стоимость является непосред­ственный покупатель товара или услуги.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

  • реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ; при этом передача права собственности па товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализа­цией товаров (работ, услуг);
  • передача на территории России товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не при­нимаются к вычету (в том числе амортизационные отчисления) при исчислении налога на доходы организаций;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федера­ции.

Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

В Кодексе установлен также исчерпывающий перечень операций, освобождаемых от обложения НДС. Не признаются реализацией то­варов, работ или услуг:

  • осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);
  • передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику при реорганизации этой организации;
  • передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предприниматель­ской деятельностью;
  • передача имущества, если такая передача носит инвестицион­ный характер (в частности, вклады в уставный капитал хозяйствен­ных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарище­ства (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);
  • передача имущества в пределах первоначального взноса участ­нику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемни­ку или наследнику) при выходе из хозяйственного общества или то­варищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;
  • передача имущества в пределах первоначального взноса участ­нику договора простого товарищества или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собст­венности участников договора, или раздела такого имущества;
  • передача жилых помещений физическим лицам в домах госу­дарственного или муниципального жилищного фонда при проведе­нии приватизации;
  • изъятие имущества путем конфискации, наследование имущест­ва, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки клада в соответ­ствии с нормами Гражданского кодекса РФ.

Статья 149 устанавливает исчерпывающий перечень операций, не подлежащих обложению НДС.

НДС выполняет преимущественно фискальную функцию. Он нейтрален по отношению к результатам финансово-хозяйствен­ной деятельности предприятия. Однако предоставление льгот повы­шает конкурентоспособность предприятия, так как позволяет сни­жать цены на продукцию даже при более высокой себестоимости по сравнению с другими предприятиями, а при прочих равных услови­ях получать дополнительную прибыль.

По общему правилу налоговая база определяется как стоимость реализации товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цены то­варов, работ или услуг, указанной сторонами сделки. Пока не дока­зано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

При этом в цену реализованных товаров включается сумма акци­зов (для подакцизных товаров и сырья) и не включается собственно НДС.

Продолжительность налогового периода по налогу на добавлен­ную стоимость устанавливается в зависимости от суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной налогоплательщиком. Базовый налоговый период составляет один календарный месяц, но он может быть увеличен до одного квартала, если сумма выручки от реализации без учета НДС и налога с продаж за квартал не превы­шает установленный уровень.

Сумма налога исчисляется отдельно по каждой подлежащей на­логообложению операции как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Общая сумма налога при реализа­ции товаров (работ, услуг) исчисляется путем сложения сумм нало­га, определенных по каждой операции, по итогам каждого налогово­го периода применительно ко всем операциям по реализации това­ров (работ, услуг), дата реализации которых относится к соответствующему налоговому периоду с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствую­щем налоговом периоде.

В зависимости от принятой налогоплательщиком учетной поли­тики дата реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), может определяться двумя способами:

по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных доку­ментов: при этом дата реализации товаров определяется как наибо­лее ранняя из следующих дат: а) день отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг); б) день оплаты товаров (работ, услуг); в) день предъявления покупателю счета-фактуры;

по мере поступления денежных средств: при этом дата реализа­ции товаров определяется как день оплаты товаров (работ, услуг).

Продавец обязан предъявить покупателю к оплате помимо цены (тарифа) реализуемых товаров (работ, услуг) соответствующую сум­му НДС, а также выставить покупателю соответствующий счет-фак­туру не позднее пяти дней со дня отгрузки товара (выполнения ра­бот, оказания услуг).

При этом во всех расчетных документах соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой или же при освобождении от обложения НДС на указанных документах делается соответствующая надпись пли ставится штамп «Без налога (НДС)».

Исключение из данного правила составляют операции по рознич­ной реализации населению товаров (работ, услуг). В этом случае достаточно выдачи кассового чека или иного документа установлен­ной формы (билета, квитанции и т. п.).

Счет-фактура представляет собой типовой платежный документ, выписываемый поставщиком на каждую партию отгруженной или проданной продукции, а также за выполненные работы и услуги. Счет-фактура должен содержать: сведения о продаваемом товаре и цене продажи; наименование и адрес продавца и покупателя; пункт, в который товар был доставлен или отгружен; дату совершения опе­рации; условия продажи и иные необходимые реквизиты. Счет-фак­тура может служить в качестве накладной, направляемой с товаром, а при оформлении на специальном бланке — в качестве сертификата о происхождении товара.

Налоговый кодекс РФ устанавливает право налогоплательщика уменьшить общую сумму исчисленного НДС на определенные нало­говые вычеты.

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по ито­гам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налого­вых вычетов общая сумма налога. Превышение суммы налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде над общей суммой налога влечет возникновение права налогоплательщика на возмещение раз­ницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога в форме возврата или зачета.

Сумма налога уплачивается в бюджет по месту учета налогопла­тельщика, а в случае уплаты ее налоговым агентом — по месту нахо­ждения налогового агента.

По общему правилу уплата налога при реализации (передаче) товаров (выполнении работ, оказании услуг, в том числе для собственных нужд) на территории РФ производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реа­лизации (передачи) товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа следующего месяца.

При ввозе товаров на таможенную территорию РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с прави­лами гл. 20 Таможенного кодекса РФ.

Принят федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ о налогах и сборах», который, в частности, направлен на предотвращение потерь федерального бюджета в связи с неправомерным возмещением налога на добавленную стоимость по строительно-монтажным работам при модернизации, реконструкции, капитальном ремонте объектов недвижимости, частично используемых для осуществления операций, не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, а также по товарам (работам, услугам), по которым уменьшение цен (тарифов) осуществляется после их реализации.

Федеральным законом уточняется порядок определения места реализации в отношении услуг, связанных с перевозкой, оказываемых иностранными лицами на территории РФ, услуг по предоставлению в пользование воздушных судов, морских судов или судов внутреннего плавания, используемых за пределами территории РФ для добычи (лова) водных биологических ресурсов и (или) научно-исследовательских целей либо перевозок между пунктами, находящимися за пределами территории Российской Федерации, а также вспомогательных работ (услуг).

В целях формирования законодательной базы по косвенным налогам Таможенного союза в 2010 году были ратифицированы Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе, Протокол о внесении изменений в Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе, Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе.

Помимо этого нормы глав 21 и 22 Кодекса были приведены в соответствие с Таможенным кодексом таможенного союза, вступившим в силу с 1 июля 2010 года.

Акцизы — старейшая форма косвенного налогообложения, первое упоминание о которой относится к эпохе Древнего Рима. С развити­ем рыночных отношений акцизная форма налогообложения стано­вится доминирующей, хотя в дальнейшем по мере развития прямого подоходно-поимущественного налогообложения акцизы несколько сдали свои позиции. Исторически сложилось так, что объектами ак­цизного налогообложения являлись прежде всего предметы массово­го спроса, что предопределяло высокую фискальную значимость этих налогов.

Знаменитый английский экономист У. Петти (1623—1687) приво­дил следующие доводы в пользу акцизов.

«1. Естественная справедливость требует, чтобы каждый платил в соответствии с тем, что он потребляет. Вследствие этого такой налог вряд ли навязывается кому-либо насильственно и его чрезвычайно легко платить тому, кто довольствуется предметами естественной не­обходимости. 2. Этот налог располагает к бережливости, что являет­ся единственным способом обогащения народа... 3. Никто не уплачи­вает вдвое или дважды за одну и ту же вещь, поскольку ничто не может быть потреблено более одного раза. 4. При этом способе об­ложения можно всегда иметь достоверные сведения о богатстве, рос­те, промыслах и силе страны в каждый момент».

Вместе с тем исторический опыт свидетельствует об опасности чрезмерности в обложении акцизами.

Один из примеров тому — «соляной бунт». В 1646 г. при царе Алексее Михайловиче акциз на соль был повышен с 5 до 20 коп. за пуд. Поскольку беднейшее насе­ление России того времени кормилось дешевой просоленной рыбой, то четырехкратное повышение акциза на соль сделало соленую рыбу чрезмерно дорогой. Возник мор, а вместе с ним и массовое сопро­тивление властям, бунт. Для прекращения неповиновения царь был вынужден пойти на возврат соляного акциза на прежний уровень.

Это — один из уроков нынешним российским законодателям, ко­торые в случае возникновения трудностей в получении бюджетных доходов всегда пытаются повысить прежде всего акцизы на алкоголь, табак, бензин. Например, в начале 2000 г. акцизы на водку были подняты на 40%. Как следствие, в 1,5 раза увеличился теневой обо­рот водки и доходы в 1,5 раза упали. На столько же выросла смерт­ность от отравлений некачественной водкой.

Акцизы — разновидность косвенных налогов, в то же время они наделены рядом специфических черт:

акциз — индивидуальный налог на отдельные виды и группы товаров (в то время как НДС — универсальный косвенный налог);

объект обложения акциза — оборот по реализации только това­ров, причем перечень подакцизных товаров ограничен;

акцизы функционируют только в производственной сфере; ис­ключение составляют акцизы по товарам, импортируемым на терри­торию РФ, плательщиками акцизов в этом случае являются юриди­ческие и физические лица, закупившие подакцизные товары, в том числе для дальнейшей реализации.

В США акцизы называют «налогами на грехи» (они полагаются на товары, так или иначе приносящие вред личности, обществу, природе); акцизами облагаются спиртные напитки, пиво, табак, бензин. Перечень подакцизных товаров примерно одинаков во всех странах. О величине косвенного (прежде всего акцизного) налогообложения, например, та­бачных изделий говорит следующий факт: во Франции при цене пачки сигарет 3 долл. косвенные налоги составляют 2,25 долл.

Акцизам посвящена гл. 22 Налогового кодекса РФ.

Налогопла­тельщиками акциза признаются: организации, индивидуальные пред­приниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определен­ные в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

В соответствии с российским законодательством подакцизными товарами признаются: спирт этиловый из всех видов сырья, за ис­ключением спирта коньячного; спиртосодержащая продукция с объ­емной долей этилового спирта более 9%; алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и т. п.); пиво; табачные изделия; ювелирные изделия; автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с); автомобильный бензин; дизельное топливо; моторные масла. Подакцизным минеральным сырьем признаются нефть и ста­бильный газовый, конденсат; природный газ.

Порядок определения объекта налогообложения зависит как от места изготовления подакцизного товара (в России или за ее преде­лами), так и от способа отчуждения товара (реализация на сторону, обмен, безвозмездная передача и т. д.) и вида применяемых ставок.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подак­цизного товара. При применении специфических налоговых ставок налоговая база определяется как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении (штуках, литрах, ки­лограммах, тоннах, лошадиных силах).

Ставки акцизов являются едиными для всей территории Россий­ской Федерации и подразделяются на следующие виды:

а) в про­центах к стоимости товаров по отпускным ценам без учета акци­зов — адвалорные ставки (согласно ст. 193 адвалорные ставки приме­няются при обложении ювелирных изделий и природного газа);

б) твердые (специфические) ставки в рублях за единицу измерения;

в) ставки авансового платежа в форме приобретения марок акцизного сбора по отдельным видам подакцизных товаров.

При применении адвалорных налоговых ставок возможны два ва­рианта:

как стоимость реализованных (переданных) подакцизных това­ров, исчисленная исходя из цен, указанных сторонами сделки;

как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии — исходя из рыночных цен.

Налоговая база по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки, определяется только в следующих ситуациях: а) при их реализации на безвозмездной ос­нове; б) при совершении товарообменных (бартерных) операций; в) при передаче подакцизных товаров по соглашению о предостав­лении отступного или новации; г) при передаче подакцизных това­ров при натуральной оплате труда.

В любом случае при применении того или иного механизма опре­деления налоговой базы из нее исключаются собственно акцизы, НДС и налог с продаж.

Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по ито­гам каждого налогового периода (каждый календарный месяц) как уменьшенная на сумму налоговых вычетов общая сумма налога.

Вычетам подлежат суммы налога:

  • уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакциз­ных товаров либо при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации, выпущенных в свободное обра­щение, в дальнейшем использованных в качестве сырья для произ­водства подакцизных товаров;
  • уплаченных собственниками давальческого сырья (материалов), являющихся подакцизными, при его приобретении либо уплаченные им при ввозе этого сырья (материалов) на таможенную территорию Российской Федерации, выпущенного в свободное обращение, а так­же суммы налога, исчисленные и уплаченные собственником этого давальческого сырья (материалов) при его производстве;
  • уплаченные на территории Российской Федерации по этилово­му спирту, произведенного из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства алкогольной продукции;
  • уплаченные налогоплательщиком в случае возврата покупате­лем подакцизных товаров (в том числе возврата в течение гарантий­ного срока) или отказа от них;
  • суммы авансового платежа, уплаченные при приобретении ак­цизных марок, по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке.

Уплата акциза при реализации подакцизных товаров производит­ся исходя из фактической реализации за истекший налоговый пери­од не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным ме­сяцем. Сроки уплаты акцизов по бензину, алкогольной продукции, минеральному сырью несколько отличаются от общего правила.

Акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту производ­ства таких товаров, а по алкогольной продукции, кроме того, упла­чивается по месту ее реализации с акцизных складов, за исключени­ем реализации на акцизные склады других организаций.

В соответствии с Планом реализации комплекса мер по повышению эффективности регулирования рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции и производства этилового спирта, в 2010 году было произведено  увеличение ставок акцизов на период 2011-2013 годов. В соответствии с принятыми решениями наиболее существенно возросли ставки на нефтепродукты, а также на табачную продукцию.

Кроме того, с 1 января 2011 года с целью стимулирования повышения качества нефтепродуктов введена дифференциация ставок акцизов по классам  автомобильного бензина и дизельного топлива по принципу снижения ставок по мере повышения класса указанных нефтепродуктов.

Начиная с 1 июля 2011 года изменен действующий порядок исчисления и уплаты акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию. В частности, введена авансовая уплата акциза в бюджет по алкогольной и спиртосодержащей продукции, которая осуществляется производителями указанных подакцизных товаров при приобретении спирта. Предусмотрена также возможность освобождения от авансовой уплаты акциза по приобретаемому спирту в случае представления производителями алкогольной и спиртосодержащей продукции банковской гарантии.

Порядок, в соответствии с которым исчисление акциза по алкогольной и спиртосодержащей продукции производится на дату реализации указанных подакцизных товаров, сохраняется. При этом сумма авансового платежа, фактически внесенная в бюджет, подлежит вычету.

При реализации спирта на иные цели (покупателям, не уплачивающим авансовый платеж акциза), за исключением лиц, использующих спирт для производства товаров, освобождаемых от налогообложения акцизами, в том числе лекарственных средств, парфюмерно-косметической продукции, предусматривается применение ставки акциза на спирт в размере, действующем в 2010 году, с учетом индексации (34 рубля за 1 литр безводного спирта).

Принятые изменения направлены на повышение собираемости акцизов в бюджетную систему Российской Федерации и усиление контроля за оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Налог на прибыль организации. Занимает весьма значимое место в современной налоговой системе России. Это — прямой налог, т. е. его величина находится в прямой зависимости от получаемой при­были (дохода).

Плательщиками налога на прибыль, согласно главе 25 Налогово­го кодекса РФ, признаются российские организации, а также ино­странные организации, осуществляющие свою деятельность в России через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Объектом обложения признается: 1) для российских организа­ций — полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов; 2) для иностранных организаций, осуществляющих дея­тельность в Российской Федерации через постоянные представитель­ства,— полученный через эти представительства доход, уменьшенный на величину произведенных этими постоянными представительства­ми расходов; 3) для иностранных организаций — доход, полученный от источников в Российской Федерации.

Доходами признаются: а) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, т. е. доходы от реализации; б) внереа­лизационные доходы.

Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму про­изведенных расходов, прописанных в статьях 253—269, 272 Налого­вого кодекса РФ.

В главе 25 Налогового кодекса РФ уточнен и детализирован по­рядок определения налоговой базы и проведения налогового учета.

Базовая налоговая ставка составляет 20 % (до 1 января 2009 года составлял 24 %): 2 %  — зачисляется в федеральный бюджет, 18 % — зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Законодательные (представительные) органы субъектов Россий­ской Федерации вправе снижать для отдельных категорий налого­плательщиков налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов Федерации.

Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год; отчетными периодами — первый квартал, полугодие и девять меся­цев календарного года.

По итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплатель­щики исчисляют сумму квартального авансового платежа исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, подлежащей налого­обложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового пе­риода до окончания первого квартала, полугодия, девяти месяцев и од­ного года.

Суммы квартальных платежей определяются с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. В течение отчетного периода (квартала) налогоплательщики уплачивают ежемесячные авансовые платежи. Уплаты этих платежей производятся равными долями в раз­мере 1/3 фактически уплаченного квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей.

Согласно Федеральному закону от 6 августа 2001 г. №110-ФЗ (глава 25 Налогового кодекса РФ) вместе со снижением налоговых ставок налога на прибыль отменяются льготы по этому налогу, в том числе инвестиционные.

Налог на игорный бизнес введен в действие Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 142-ФЗ.

Плательщики налога — юридические и фи­зические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в игорном бизнесе. Налогом облагаются игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов, кассы букмекерских контор по ставкам для каждо­го объекта обложения, исходя из кратности размеру минимальной ме­сячной оплаты труда.

Суммы налога, определяемые минимальным раз­мером установленной ставки, зачисляются в федеральный бюджет. Пре­вышение поступает в бюджет субъекта РФ, на территории которого находится игорное заведение. Кроме того, отдельно представлены доходы видеосалонов (от видеопоказа), от проката видео- и аудиокассет и запи­сей на них. Эти доходы облагаются по ставке 70%, и налог зачисляется в доходы бюджетов субъектов РФ.

Налог на доходы физических лиц. Заменяет подоходный налог, взимавшийся в 1992—2000 гг. По сравнению с утратившим силу с 1 января 2001 г. Законом РФ «О подоходном налоге с физических лиц» перечень доходов, подлежащих налогообложению, существенно расширен.

Так, например, если ранее проценты по вкладам в банках (до определенного размера), доходы, получаемые при досрочном рас­торжении или изменении условий договоров долгосрочного страхо­вания жизни, добровольного пенсионного обеспечения, доходы по договорам добровольного имущественного страхования не подлежали налогообложению, то теперь любые доходы, получаемые налогопла­тельщиком в результате осуществления им какой бы то ни было деятельности (действия или бездействия) на территории РФ облага­ются налогом.

Налоговые вычеты сгруппированы на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные.

Датой получения дохода в виде заработной платы признается по­следний день месяца, за который был начислен доход в соответствии с трудовым договором.

Введена единая ставка налога— 13%. Для отдельных видов дохо­дов (в частности — по банковским вкладам, договорам добровольного страхования) установлена ставка в размере 35% и 30% по дивиден­дам, а также по доходам налоговых нерезидентов.

Физические лица — это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. К физическим лицам — налоговым резидентам РФ относятся физические лица, фактически находящиеся на террито­рии России не менее 183 дней в календарном году.

Объектами налогообложения признается доход, полученный налого­плательщиками: а) от источников в РФ и (или) от источников за пределами России —для физических лиц, являющихся налоговыми ре­зидентами РФ; б) от источников в РФ —для физических лиц, не яв­ляющихся налоговыми резидентами РФ.

В налоговую базу включаются все полученные налогоплательщи­ком доходы как в денежной, так и в натуральной форме, а также до­ходы в виде материальной выгоды. При этом никакие удержания из дохода налогоплательщика (например, средства на содержание нетру­доспособных членов семьи, удерживаемые из заработной платы лица по его распоряжению или по исполнительному листу) не подлежат исключению из налоговой базы.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые станки.

Налоговый период по налогу на доходы физических лиц устанав­ливается продолжительностью в один календарный год. По оконча­нии каждого календарного года налогоплательщиком определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая оплате.

Единый социальный налог (взнос). Введенный в действие с 1 января 2001 г. налог подлежит зачислению в государственные вне­бюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального стра­хования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ. Введен достаточно сложный алгоритм исчисления этого налога, пре­дусматривающий несколько регрессивных шкал ставок для различ­ных категорий налогоплательщиков.

Сохраняется исчисление сумм налога отдельно в отношении каждого фонда; установлена обязан­ность банка не выдавать своему клиенту-налогоплательщику средст­ва на оплату труда, если последний не предоставил платежных пору­чений на перечисление налога. При этом контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения единого соци­ального налога (взноса) осуществляется налоговыми органами РФ.

ЕСН отменен с 1 января 2010 года.

Налог на добычу полезных ископаемых

Налогоплательщиками данного налога считаются организации и индивидуальные предпри­ниматели, признаваемые пользователями недр.

Объектом налога яв­ляются: а) полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользо­вание; б) полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдель­ному лицензированию; в) полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории России, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ.

Видами добытого полезного ископаемого являются: товарный уголь каменный, уголь бурый и горючие сланцы; торф; углеводородное сы­рье; товарные руды; полезные компоненты многокомпонентной ком­плексной руды; горно-химическое неметаллическое сырье; сырье редких металлов (рассеянных элементов) и т. д.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятель­но через исчисление количества добытых полезных ископаемых и оценку их стоимости.

Налоговым периодом признается квартал. Адвалорные (в процен­тах) налоговые ставки по конкретным видам полезных ископаемых предусмотрены в статье 342 главы 26 Налогового кодекса РФ.

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Водный налог. Плата за пользование водными объектами введена в целях рационального использования водных ресурсов.

Налогопла­тельщиками являются юридические лица, которые непосредственно осуществляют пользование водными объектами с применением соору­жений, технических средств или устройств, подлежащих лицензирова­нию. Плата взимается: при заборе воды из поверхностных водных объектов, территориального моря и внутренних морских вод; при сбросе сточных вод, попадающих в водные объекты без изъятия воды.

Плата за землю взимается по всей территории Российской Федера­ции (будучи местным налогом). Цель ее введения — стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивания социально-экономических условий хо­зяйствования на землях разного качества; обеспечения развития инфра­структуры в населенных пунктах путем формирования специальных фондов финансирования этих мероприятий.

Формами платы являются земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли.

Плательщиками ежегодного земельного налога являются: собствен­ники земли, землевладельцы и землепользователи. За землю, передан­ную в аренду, взимается арендная плата. Для обеспечения экономиче­ского регулирования земельных отношений при передаче земли в соб­ственность, установления коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении, получении банковского кредита под залог земельного участка вводится нормативная цена земли. Этот пока­затель характеризует стоимость участка определенного качества и ме­стоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Размер земельного налога не зависит от результатов хо­зяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, зем­лепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в год.

Объектом обложения являются земельные участки независимо от направления и форм их использования.

Налог на имущество организаций. Налог на имущество организаций — это налог на движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесённое в совместную деятельность).

Относится к региональным налогам.

Плательщиками указанного налога являются российские и иностранные организации, которые осуществляют деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации.

Цель введения налога на имущество — стимулирование эффективного, рационального использования имущества, сокращение излишних запасов сырья и материалов. Пре­имущество имущественных налогов заключается в высокой стабильно­сти налогооблагаемой базы: такие налоги менее всего подвержены ко­лебаниям в течение налогооблагаемого периода и не зависят от резуль­татов финансово-хозяйственной деятельности предприятий, что позволяет рассматривать их в качестве стабильных доходных источни­ков бюджетов соответствующих уровней.

Объект обложения — находящиеся на балансе налогоплательщика ос­новные средства и нематериальные активы, которые учитываются по ос­таточной стоимости, а также запасы и затраты.

Налогооблагаемый пери­од — 1 квартал отчетного года, полугодие, 9 месяцев, календарный год.

Если предприятие учреждено не с начала года, налогооблагаемый период определяется в зависимости от конкретного срока учрежде­ния предприятия (при учреждении в первой половине квартала — до 15 числа второго месяца — период создания, принимаемый за пол­ный квартал; при учреждении во второй половине квартала — нало­гооблагаемый период начинается с 1-го числа месяца, следующего за кварталом учреждения).

Среднегодовая стоимость рассчитывается по формуле средней хронологической на основе данных о стоимости имущества, включае­мого в налогооблагаемую базу на 1-е число первого месяца каждого квартала года за соответствующий налогооблагаемый период.

Льготы по налогу на имущество организаций подразделяются на две группы.

В первую группу входят льготы, связанные с полным освобождением определенных организаций от данного налога (на­пример, бюджетных организаций, религиозных объединений и орга­низаций, специализированных протезно-ортопедических предпри­ятий, организаций образования и культуры и др.).

Ко второй группе относятся льготы, связанные с освобождением от налога отдельных видов имущества, принадлежащего предприятию. В частности, для целей налогообложения стоимость имущества уменьшается на балан­совую стоимость (за вычетом суммы взноса по соответствующим объектам) объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы; объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны; магистральных трубопроводов; железнодорожных путей сообщения и др.

В целях правильного применения льгот предприятия обязаны обеспечить раздельный учет имущества.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ, орга­ны местного самоуправления могут устанавливать для отдельных ка­тегорий плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм, зачисляемых в территориальные бюджеты.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, уплачиваемым собственниками имущества, к которым относятся как российские, так и иностранные граждане, а также лица без граждан­ства. Объект обложения состоит из двух групп. В первую группу включаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения. Во вторую группу входят транспортные средства.

Российским законодательством предусмотрены специальные нало­говые режимы.

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) — налог, вводится в действие законами муниципальных районов, городских округов, городов, применяется наряду с общей системой налогообложения и распространяется только на определенные виды деятельности. ЕНВД заменяет уплату ряда налогов и сборов, до 2010 года существенно сокращал и упрощал контакты с фискальными службами.

Список облагаемых налогом объектов ограничен Федеральным законодательством:

  • бытовые и ветеринарные услуги;
  • услуги ремонта, техобслуживания, мойки и хранения автотранспортных средств;
  • автотранспортные услуги;
  • розничная торговля;
  • услуги общественного питания;
  • размещение наружной рекламы и рекламы на транспортных средствах;
  • услуги временного размещения и проживания;
  • передача в аренду торговых мест и земельных участков для торговли.

Региональные и местные власти могут вводить ЕНВД по указанным объектам, с возможностью их уточнения.

Налоговая база за месяц определяется произведением базовой доходности, значения физического показателя и коэффициента-дефлятора (К1) задаваемых федеральным законодательством, а также коэффициента К2 учитывающего особенности ведения деятельности и с возможностью изменения субъектами РФ. На федеральном уровне К2 ограничен пределами не менее 0,005 и не более 1.

Налоговая ставка задаётся налоговым кодексом и на 2010 год составила 15 %.

Налоговым периодом на 2010 год установлен квартал.

Налог является значимым источником доходов местных бюджетов потому, как за вычетом социальных налогов, в случае их оплаты, остаётся в муниципалитете.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) — замена уплаты налога на прибыль организаций, НДС (за исключением налога, подлежащего уплате в соответствии с НК и ТК РФ) и налога на имущество организаций.

Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 147-ФЗ была принята новая редакция главы 26.1 НК РФ.

На всем протяжении периода реформирования экономики государство пыталось создать для сельскохозяйственных товаропроизводителей механизм налогообложения, максимально учитывающий особенности их производства.

В результате было принято решение о переводе их на единый сельскохозяйственный налог, воплотившееся в главе 26.1 НК РФ, принятой Федеральным законом от 29 декабря 2001 г. N 187-ФЗ. При этом введение такого режима предусматривалось законодательными актами субъектов РФ (ст. 346.1 Кодекса).

Однако из-за сложности применения нового механизма налогообложения единый сельскохозяйственный налог ввели только несколько регионов. Это было связано с тем, что исчислять налог предлагалось с кадастровой стоимости 1 га сельскохозяйственных угодий, которая во многих регионах не была разработана.

Поэтому Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 147-ФЗ принята новая редакция главы 26.1 НК РФ, принципиально отличающаяся от ранее действующей. При ее разработке были в значительной степени учтены положения главы 26.2 Кодекса об упрощенной системе налогообложения.

Индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату ЕСХН, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями считаются производители с/х продукции и выращивающие рыбу, ее переработку и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе доля дохода от реализации произведенной ими с/х продукции и выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 %.

Не вправе перейти на уплату ЕСХН:

  • организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
  • организации, имеющие филиалы или представительства.

С 1 января 2009 г. снято ограничение, препятствующее организациям, которые имеют филиалы и (или) представительства, переходить на уплату ЕСХН. Соответствующие изменения были внесены в п. 6 ст. 346.2 НК РФ, и теперь такие организации вправе применять указанный спецрежим.

Объект — доходы — расходы.

Налоговой базой доходы-расходы в денежное выражение.

Налоговым периодом — календарный год. Ставка –6 %.

Наряду с поправками к действующей 26 главе НК, введен ряд других поправок, в том числе для организаций, не перешедших на уплату ЕСХН, по деятельности, связанной с реализацией сельскохозяйственной продукции. При уплате налога на прибыль вводится следующий порядок: в 2004—2005 годах по ставке 0 %,2006-2008 годах по ставке 6 %, 2009—2011 гг. — 12 %, 2012—2014 гг. — 18 %. Начиная с 2015 года в соответствии с п.1 ст.284 НК РФ — 24 %.

Если налогоплательщик в период применения ЕСХН теряет право на данный спецрежим, то ему следует пересчитать и уплатить все налоги согласно общей системе налогообложения с начала календарного года.

Выше охарактеризованы лишь наиболее существенные виды налогов. Безусловно, с позиции напол­нения бюджета значимость налогов ощутимо варьируется.

Искать на сайте

Забавное фото

1248802609_podborka_652_21.jpeg
Яндекс.Метрика