Кредитный портфель МВФ достаточно широк и постоянно изменяется: одни виды кредитной помощи странам-членам прекращают свое существование, другие — вводятся в практику. В связи с этим отметим общие черты и наиболее важные виды кредитов фонда.
Наибольшее значение имеют следующие виды помощи со стороны МВФ: а) «чистые» резервные транши; б) кредитные линии (транши); в) специальные кредитные (фондовые) линии; г) кредиты структурной перестройки для наиболее слаборазвитых стран.
Большинство видов кредитов фонда имеют ряд общих черт.
Во-первых, величина кредита увязывается с размером квоты страны в МВФ.
Во-вторых, кредит предоставляется в форме заимствования, при которой страна покупает у МВФ иностранную валюту или SDR за собственную валюту. По истечении установленного периода времени страна-член обязана выкупить национальную валюту в тех средствах, в которых был предоставлен кредит.
В-третьих, кредит дается при условий принятия и выполнения страной определенных обязательств по реформированию экономики, согласованных с фондом (связанный характер кредитов).
Резервные транши (reserve tranches) осуществляются за счет собственных предварительно внесенных в МВФ средств. «Чистый» резервный транш соответствует квоте страны в МВФ за вычетом доли, выплаченной в собственной валюте, если последняя не была использована МВФ для кредитов другим странам. На резервный транш не начисляют процентные платежи.
Кредитные линии предоставляются в рамках соглашений, известных под названием «stand-by». Главное их назначение — кредитование макроэкономических стабилизационных программ стран-членов. Средства, приобретаемые страной в рамках кредитных линий, предоставляются траншами (общее количество — 4), каждый из которых соответствует 25% квоты страны, и при условии выполнения стабилизационных программ.
В этих программах МВФ устанавливает по согласованию со страной-членом меры макроэкономического характера, например, по преодолению дефицита бюджета, снижению уровня инфляции, устранению или смягчению экспортных и импортных квот и пошлин и т. п. Если страна не выполняет условий соглашения с МВФ, то очередной транш может быть задержан или обязательство о его предоставлении может быть аннулировано.
МВФ также использует периодически фонды расширенного доступа к своим ресурсам (Extended Fund Facilities) для стран-членов, у которых масштабы неравновесия платежного баланса велики по сравнению с размерами их квот.
Специальные кредитные линии открываются для стран — экспортеров сырья, зерновых, валютные поступления которых сильно зависят от конъюнктуры мировых цен, для финансирования непредвиденных потерь в результате действия непредсказуемых внешних факторов, финансовой поддержки операций по сокращению и обслуживанию внешнего долга и ряда других целей. В 1993 г. МВФ учредил Фонд поддержки структурных преобразований, предназначенный в основном для стран СНГ.
Обычный срок кредитных траншей и специальных линий — от 3,25 до 5 лет, а расширенной фондовой линии — от 4,5 до 10 лет.
Проценты, начисляемые в рамках указанных кредитов, зависят от источника средств, а также от так называемой процентной ставки SDR, которая определяется как средневзвешенная по заранее определенным трехмесячным финансовым инструментам (казначейские обязательства, депозитные сертификаты, межбанковские депозиты) в странах, валюта которых используется для расчета курса SDR. Кроме того, МВФ взимает со стран-заемщиков комиссионный сбор в размере 0,5% суммы кредита на покрытие организационных расходов.
Для облегчения финансового бремени развивающимся странам при получении кредитных траншей и специальных линий (фактически на рыночных условиях) МВФ может предоставлять процентные субсидии со специального счета, достигающие порой половины ставки по кредиту. Средства этого счета формируются в основном за счет платежей по кредитам Доверительного фонда, а также пожертвований ряда стран. Поскольку МВФ в целом придерживается принципов равного обслуживания своих членов, процентные субсидии являются исключением.
При решении вопроса о предоставлении кредитных траншей и специальных линии исследуется воздействие на платежный баланс страны ряда значимых величин, таких, например, как импортные и экспортные цены важнейших товаров, процентные ставки на международных финансовых рынках и др. Если они изменяются неблагоприятным образом и это отражается на платежном балансе страны, то, по заключению экспертов фонда, может быть принято решение о предоставлении кредита. Если же тенденции изменения изучаемых величин более благоприятные, чем ожидалось, то страна обязана увеличивать свои валютные резервы или сокращать средства, заимствуемые у МВФ.
Кредитные линии структурных преобразований (Structural Adjustment Facility, SAP, и Extended Structural Adjustment Facility, ESAF), называемые также концессионными кредитами, предоставляются развивающимся странам с низким доходом на душу населения на особо благоприятных условиях. Процентная ставка по ним не превышает 0,5% годовых.
Перед предоставлением кредитов страна-заемщик, МВФ и Всемирный банк разрабатывают совместно среднесрочный рамочный план экономического развития (Policy Framework Paper), служащий основой программы структурных преобразований, конкретизируемой в ежегодных соглашениях сторон.
В отличие от стабилизационных программ по кредитным траншам, рамочный план экономического развития носит менее жесткий характер; в частности, не устанавливаются, как правило, целевые величины уровня инфляции, государственного долга и т. п. Срок погашения указанных кредитов — от 5,5 до 10 лет.
В связи с тем, что ряд стран не соблюдает свои платежные обязательства, МВФ открыл страховые счета (Special Contingent Accounts). Средства на эти счета поступают в основном из процентов по кредитам МВФ, а также за счет взносов стран-должников и стран-кредиторов. Ежегодно страховые резервы МВФ повышаются на 5 %.