Кредитная политика и виды кредитной помощи МВФ

Кредитный портфель МВФ доста­точно широк и постоянно изменяется: одни виды кредитной помощи странам-членам прекращают свое существование, другие — вводятся в практику. В связи с этим отметим общие черты и наиболее важные виды кредитов фонда.

Наибольшее значение имеют следующие виды помощи со сторо­ны МВФ: а) «чистые» резервные транши; б) кредитные линии (транши); в) специальные кредитные (фондовые) линии; г) креди­ты структурной перестройки для наиболее слаборазвитых стран.

Большинство видов кредитов фонда имеют ряд общих черт.

Во-первых, величина кредита увязывается с размером квоты страны в МВФ.

Во-вторых, кредит предоставляется в форме заимствования, при которой страна покупает у МВФ иностранную валюту или SDR за собственную валюту. По истечении установленного периода вре­мени страна-член обязана выкупить национальную валюту в тех средствах, в которых был предоставлен кредит.

В-третьих, кредит да­ется при условий принятия и выполнения страной определенных обязательств по реформированию экономики, согласованных с фон­дом (связанный характер кредитов).

Резервные транши (reserve tranches) осуществляются за счет соб­ственных предварительно внесенных в МВФ средств. «Чистый» ре­зервный транш соответствует квоте страны в МВФ за вычетом доли, выплаченной в собственной валюте, если последняя не была исполь­зована МВФ для кредитов другим странам. На резервный транш не начисляют процентные платежи.

Кредитные линии предоставляются в рамках соглашений, известных под названием «stand-by». Главное их назначение — кредитование мак­роэкономических стабилизационных программ стран-членов. Средства, приобретаемые страной в рамках кредитных линий, предоставляются траншами (общее количество — 4), каждый из которых соответствует 25% квоты страны, и при условии выполнения стабилизационных про­грамм.

В этих программах МВФ устанавливает по согласованию со стра­ной-членом меры макроэкономического характера, например, по пре­одолению дефицита бюджета, снижению уровня инфляции, устранению или смягчению экспортных и импортных квот и пошлин и т. п. Если страна не выполняет условий соглашения с МВФ, то очередной транш может быть задержан или обязательство о его предоставлении может быть аннулировано.

МВФ также использует периодически фонды рас­ширенного доступа к своим ресурсам (Extended Fund Facilities) для стран-членов, у которых масштабы неравновесия платежного баланса велики по сравнению с размерами их квот.

Специальные кредитные линии открываются для стран — экспорте­ров сырья, зерновых, валютные поступления которых сильно зависят от конъюнктуры мировых цен, для финансирования непредвиденных потерь в результате действия непредсказуемых внешних факторов, финансовой поддержки операций по сокращению и обслуживанию внешнего долга и ряда других целей. В 1993 г. МВФ учредил Фонд поддержки структурных преобразований, предназначенный в основ­ном для стран СНГ.

Обычный срок кредитных траншей и специальных линий — от 3,25 до 5 лет, а расширенной фондовой линии — от 4,5 до 10 лет.

Процен­ты, начисляемые в рамках указанных кредитов, зависят от источника средств, а также от так называемой процентной ставки SDR, которая определяется как средневзвешенная по заранее определенным трехме­сячным финансовым инструментам (казначейские обязательства, депо­зитные сертификаты, межбанковские депозиты) в странах, валюта ко­торых используется для расчета курса SDR. Кроме того, МВФ взима­ет со стран-заемщиков комиссионный сбор в размере 0,5% суммы кредита на покрытие организационных расходов.

Для облегчения финансового бремени развивающимся странам при получении кредитных траншей и специальных линий (фактиче­ски на рыночных условиях) МВФ может предоставлять процентные субсидии со специального счета, достигающие порой половины став­ки по кредиту. Средства этого счета формируются в основном за счет платежей по кредитам Доверительного фонда, а также пожерт­вований ряда стран. Поскольку МВФ в целом придерживается прин­ципов равного обслуживания своих членов, процентные субсидии являются исключением.

При решении вопроса о предоставлении кредитных траншей и специальных линии исследуется воздействие на платежный баланс страны ряда значимых величин, таких, например, как импортные и экспортные цены важнейших товаров, процентные ставки на между­народных финансовых рынках и др. Если они изменяются неблаго­приятным образом и это отражается на платежном балансе страны, то, по заключению экспертов фонда, может быть принято решение о предоставлении кредита. Если же тенденции изменения изучаемых величин более благоприятные, чем ожидалось, то страна обязана увеличивать свои валютные резервы или сокращать средства, заимст­вуемые у МВФ.

Кредитные линии структурных преобразований (Structural Adjustment Facility, SAP, и Extended Structural Adjustment Facility, ESAF), называемые также концессионными кредитами, предоставля­ются развивающимся странам с низким доходом на душу населения на особо благоприятных условиях. Процентная ставка по ним не превышает 0,5% годовых.

Перед предоставлением кредитов стра­на-заемщик, МВФ и Всемирный банк разрабатывают совместно среднесрочный рамочный план экономического развития (Policy Framework Paper), служащий основой программы структурных пре­образований, конкретизируемой в ежегодных соглашениях сторон.

В отличие от стабилизационных программ по кредитным траншам, рамочный план экономического развития носит менее жесткий ха­рактер; в частности, не устанавливаются, как правило, целевые вели­чины уровня инфляции, государственного долга и т. п. Срок погаше­ния указанных кредитов — от 5,5 до 10 лет.

В связи с тем, что ряд стран не соблюдает свои платежные обяза­тельства, МВФ открыл страховые счета (Special Contingent Accounts). Средства на эти счета поступают в основном из процентов по креди­там МВФ, а также за счет взносов стран-должников и стран-кредито­ров. Ежегодно страховые резервы МВФ повышаются на 5 %.

Искать на сайте

Забавное фото

01_pinguins.jpeg
Яндекс.Метрика