Особенности, устройство, принципы бюджетной системы России

 

Бюджетная система представляет собой совокупность отношений, возникающих между различными субъектами в процессе: а) форми­рования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуще­ствления государственных и муниципальных заимствований, регули­рования государственного и муниципального долга; б) составления и рассмотрения проектов бюджетов системы, их утверждения и ис­полнения, контроля за их исполнением.

Правовой статус участников бюджетных отношений в Российской Федерации регламентируется:

1) Бюджетным кодексом РФ (базовый законодательный акт);

2) соответствующими специальными законами федеральных органов субъектов Федерации и нормативными правовыми актами предста­вительных органов местного самоуправления;

3) указами Президен­та Российской Федерации;

4) нормативными правовыми актами Правительства РФ;

5) соответствующими акта­ми федеральных органов исполнительной власти.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

  • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджет­ных фондов;
  • бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты терри­ториальных государственных внебюджетных фондов. Всего на середину 2012 года в России 83 субъекта федерации. Из них: 46 областей, 21 республика, 9 краёв, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа;
  • местные бюджеты.

Федеральный (государственный) бюджет есть форма образования и расходования денежных средств, предназначенная для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Феде­рации.

Бюджет субъекта РФ (региональный бюд­жет) предназначен для обеспечения задач и функций, отнесенных к предмету ведения субъекта Российской Федерации.

Местный бюджет, или бюджет муниципального образования, представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения мест­ного самоуправления.

Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации разрабатываются и утверждаются в форме законов соот­ветствующего уровня, местные бюджеты — в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления.

Декларация о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 г.) позволила бывшим автономным республикам, входящим в со­став РСФСР, принять свои декларации, определяющие степень их экономической самостоятельности. В бюджетных отношениях это на­шло выражение в отказе от формирования единого государственного бюджета Российской Федерации, а также в предоставлении каждому субъекту Федерации более широких полномочий по формированию своего бюджета и распоряжению его средствами. Начиная с 1991 г. все бюджеты в Российской Федерации функционируют автономно.

Каждый бюджет обеспечивает финансирование мероприятий со­ответствующего уровня; вместе с тем вышестоящий бюджет выступа­ет своеобразным гарантом финансирования минимума необходимых расходов нижестоящих территорий. И если последний не обеспечи­вает финансирование такого минимума, то средства должны выде­ляться из вышестоящего бюджета. Иными словами, бюджеты всех уровней взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Каждый субъект Российской Федерации и соответствующие ме­стные органы власти на основе федерального законодательства само­стоятельно устанавливают свою бюджетную систему, исходя из госу­дарственного и административно-территориального устройства (деле­ния) своей территории.

Бюджеты, действующие на соответствующих территориях, объе­диняются в консолидированные бюджеты. Консолидированный бюд­жет представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Например, федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Консолидированные бюджеты используются для расчетов мини­мальных социальных и финансовых норм и нормативов, необходи­мых при бюджетном планировании и при анализе эффективности распределения и использования бюджетных средств. Показатели кон­солидированных бюджетов являются также основанием для предос­тавления субвенций из федерального бюджета.

Под муниципальным образованием понимается городское, сельское поселе­ние, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное само­управление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы.

Утверждаются бюджеты ежегодно и действуют в течение финан­сового года. В России финансовый год совпадает с календарным.

Ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации — фе­деральный (государственный) бюджет; с его помощью перераспреде­ляется до 40% национального дохода страны и финансируются ос­новные экономические и социальные программы.

Государственный бюджет оказывает воздействие на все звенья финансовой системы, финансируя различные уровни власти, специ­альные правительственные фонды, кредитуя юридических и физиче­ских лиц.

В условиях перехода к рынку государственный бюджет со­храняет свою ведущую роль, меняются лишь методы его воздействия на общественное производство и режим расходования бюджетных средств. Осуществляется переход с бюджетного финансирования и дотирования на экономические методы воздействия на производство, переход к финансовому регулированию экономики.

Расходы государственного бюджета в мировой практике традици­онно содержат следующие статьи:

  • затраты на социальные нужды: здравоохранение, образование, культуру, социальные пособия, субсидии местным бюджетам на эти цели (трансферты);
  • затраты на хозяйственные нужды: капитальные вложения в ин­фраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяй­ству, расходы на осуществление государственных программ;
  • расходы на оборону и материальное обеспечение внешней поли­тики, включая содержание дипломатических служб и займы иностран­ным государствам;
  • административно-управленческие расходы: содержание прави­тельственных органов, органов правопорядка, юстиции и проч.;
  • платежи по государственному долгу (погашение и обслужива­ние долга).

Структура расходов государственного бюджета является социально стабилизирующим фактором; оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и инвестиции, на отраслевую и региональную струк­туру экономики; на национальную конкурентоспособность на мировом рынке. В то же время она может меняться. Например, в периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета на хозяйст­венные цели, как правило, растут, а во время «перегрева» конъюнкту­ры — сокращаются.

В составе бюджета за счет доходов целевого назначения, в поряд­ке целевых отчислений от конкретных видов доходов пли иных по­ступлений могут создаваться целевые бюджетные фонды. В отдельные годы в бюдже­те формировались: Федеральный дорожный фонд Российской Федерации; Федеральный экологический фонд Россий­ской Федерации и т. п.

Ликвидация всех целевых бюджетный фондов была обусловлена вступле­нием в действие Бюджетного кодекса РФ, согласно которому связан­ных доходов бюджета быть не должно.

В составе бюджета тем не менее формируется ряд специальных фондов.

Так, за счет Федерального фонда финансовой поддержки субъ­ектов РФ осуществляются:

а) дотации на выравнивание уровня бюд­жетной обеспеченности субъектов РФ;

б) субсидии на государствен­ную финансовую поддержку закупки и доставки нефти, нефтепродук­тов, топлива и продовольственных товаров (за исключением подакцизных) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним ме­стности с ограниченными сроками завоза грузов для снабжения насе­ления, предприятий и организаций социальной сферы и жилищ­но-коммунального хозяйства;

в) субвенции на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока.

Средства Фонда регионального развития направляются на:

1) финансирование  федеральных  программ  развития  регионов;

2) оказание дополнительной финансовой помощи высокодотационным субъектам Российской Федерации.

Фонд реформирования региональных финансов (в 2001 г.— фонд развития региональных финансов) предназначен для активиза­ции процессов финансового оздоровления бюджетов субъектов Рос­сийской Федерации, содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирования экономических реформ. Ис­точник его образования — кредит Международного банка реконструк­ции и развития.

Субсидии и субвенции, выделяемые из Фонда компенсаций, на­правляются на финансирование текущих расходов по реализации Федеральных законов «О социаль­ной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О государственных пособиях гражданам, имею­щим детей» и др.

Особое место в бюджетной системе занимают местные бюджеты, в которых традиционно более высока по сравнению с государствен­ным бюджетом доля средств, направляемых на социальные цели. В России из местных бюджетов финансируется более 80% учрежде­ний образования и здравоохранения, около 80% учреждений куль­туры, осуществляется более 60% социальных выплат населению. В силу хронической дефицитности местные бюджеты получают дота­ции, субвенции и субсидии, ссуды из бюджетов вышестоящего уровня, привлекают средства путем выпуска местных облигационных займов.

Бюджетная система Российской Федерации основана на ряде принципов.

Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, логики бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного за­конодательства РФ, а также единый порядок финансирования расхо­дов бюджетов всех уровней и ведения бухгалтерского учета бюджет­ных средств.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюд­жетной системы РФ означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федера­ции, ее субъектов и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов предполагает:

а) право законодательных (представительных) органов государственной вла­сти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджет­ной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

б) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого
уровня,  определяемых в  соответствии  с законодательством  РФ;

в) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов,
полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

г) право органов государственной власти и органов местного само-
управления самостоятельно определять направления расходования
средств соответствующих бюджетов, финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

д) право использования доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюд­жетов государственных внебюджетных фондов означает, что все до­ходы и расходы этих бюджетов, а также иные обязательные поступ­ления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ и законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в соответствующих бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем преду­смотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости мини­мизации размера дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов упол­номоченные органы и получатели бюджетных средств должны исхо­дить из необходимости достижения заданных результатов с использо­ванием наименьшего объема средств или достижения наилучшего ре­зультата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов предполагает по­крытие всеx бюджетных расходов общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита, которые не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключе­нием доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централи­зации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Принцип гласности означает:

а) обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполне­нии, полноту представления информации о ходе исполнения бюдже­тов, а также доступность иных сведений по решению законодатель­ных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

б) обязательную открытость для общест­ва и средств массовой информации процедур рассмотрения и приня­тия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызы­вающим разногласия либо внутри законодательного (представитель­ного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти. Секретные статьи могут утверждаться только в составе феде­рального бюджета.

Принцип достоверности бюджета предусматривает обеспечение надежности показателей прогноза социально-экономического разви­тия соответствующей территории и реалистичности расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств оз­начает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкрет­ных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, явля­ются нарушением бюджетного законодательства РФ.

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством России.

 

Искать на сайте

Забавное фото

1311861790_noch-020.jpeg
Яндекс.Метрика