Понятие и принципы построения налоговой системы

 

Под налоговой системой может пониматься построенная на основании четко сформулированных принципов налогообложения совокупность су­ществующих в данном государстве налогов, установленных законодатель­но и взимаемых уполномоченными органами исполнительной власти.

Данное определение целесообразно рассматривать как совокуп­ность условий, при которых налоговая система может функциониро­вать эффективно:

- отлаженность налогового законодательства;

однозначно оговоренный (закрытый) перечень видов налогов (сформированная система налогов);

права и обязанности налогоплательщиков;

способы защиты прав и интересов налогоплательщиков;

функции, права, обязанности налоговых и таможенных органов;

налоговые правонарушения и ответственность за их соверше­ние;

порядок распределения налогов между бюджетами разных уровней;

принципы налогообложения, лежащие в основе налоговой сис­темы.

Фундаментальные принципы налогообложения были сформули­рованы Адамом Смитом в его работе «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованной в 1776 г. Согласно Смиту, принципами целесообразной организации налогообложения являются следующие четыре «правила» («максимы»):

  • налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных;
  • размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно опреде­лены до начала налогового периода;
  • время взимания налогов устанавливается удобным для платель­щика;
  • каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он при­носит казначейству государства.

Дальнейшее развитие идей Смита, их адаптация к современным условиям позволяют расширить и уточнить принципы построения налоговой системы.

Принцип обязательности. Этот принцип подразумевает обяза­тельность, принудительность и неотвратимость уплаты налогов (за­труднения уклонения от уплаты налогов, минимизация «теневой экономики»). Здесь должна действовать формула: «О налогах не договариваются».

Принцип справедливости. Согласно этому принципу идентифи­цируются и контролируются два условия — горизонтальная справед­ливость, т. е. юридические и физические лица, находящиеся в рав­ных условиях по объектам обложения, платят одинаковые налоги, и вертикальная справедливость — справедливое перераспределение пла­тежей между богатыми и бедными: первые платят пропорционально больше налогов, чем вторые.

Принцип определенности. Имеется в виду, что нормативными правовыми актами до начала налогового периода должны быть опре­делены правила исполнения обязанностей налогоплательщиков по уплате налогов и сборов.

Принцип привилегированности (удобства) плательщиков. Подра­зумевается удобство уплаты налогов субъектами налогообложения (примат в удобстве за ними, а не за налоговыми службами).

Принцип экономичности. Система налогообложения должна быть экономичной, или продуктивной. Некоторые исследования показали, что система будет непродуктивной, если издержки по взиманию на­логов превышают 7% от величины налоговых поступлений.

Принцип пропорциональности. Предполагается установление ли­мита налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.

Принцип подвижности (эластичности). Подразумевается способ­ность налоговой системы к быстрому расширению в случае чрезвы­чайных дополнительных расходов государства или, наоборот, к со­кращению при наличии возможностей государства и целей его соци­ально-экономической (бюджетно-налоговой) политики.

Принцип однократности налогообложения. Смысл принципа со­стоит в том, что один и тот же объект должен облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообло­жения.

Принцип стабильности. Имеется в виду стабильность действую­щей налоговой системы во времени, сочетаемая с периодической из­менчивостью, реформированием (в развитых странах нормальным интервалом считается 3—5 лет).

Принцип оптимальности. Данный принцип подразумевает опти­мальный (с точки зрения реализации фискальной функции налогов, создания предпосылок экономического роста, достижения социаль­ной справедливости, проведения природоохранных мероприятий и др.) выбор источника и объекта налогообложения.

Принцип стоимостного выражения. Имеется в виду денежный характер налогообложения, т. е. налоги должны уплачиваться только в денежной форме, а не путем, например, взаимозачетов.

Принцип единства. Единство предполагает действие налоговой системы на всей территории страны и для всех юридических и физи­ческих лиц. При этом реализация данного принципа зависит от орга­низационно-правовых форм предприятий, вида деятельности, права на получение законных льгот, наличия прав нижестоящих органов вла­сти по установлению, снижению, увеличению пли отмене налогов.

Сформулированные принципы характеризуют в известном смысле «идеальную» налоговую систему, некий образец, эталон, к которому следует стремиться.

Реальная действительность, состояние экономи­ки и финансового положения, интересы различных политических сил, складывающаяся конъюнктура вносят определенные коррективы в эту модель.

 

Искать на сайте

Забавное фото

1311861791_noch-009.jpeg
Яндекс.Метрика