Понятие и виды доходов бюджетов различных бюджетов

 

Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступаю­щие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с зако­нодательством РФ в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправле­ния.

Как уже отмечалось, в рамках бюджетной классификации доходы группируются по источникам и способам их получения.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также безвозмездных перечислений. В доходы бюд­жета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыду­щего года.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым за­конодательством федеральные, региональные налоги и сборы субъек­тов РФ и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. В дохо­дах соответствующего бюджета полностью учитывается также размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по упла­те налогов и иных обязательных платежей в бюджет.

Следующий вид доходов бюджетов — неналоговые доходы, к которым относятся:                                      

  • доходы от использования имущества, находящегося в государ­ственной или муниципальной собственности;
  • доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущест­ва, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими орга­нами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответ­ственно федеральных органов исполнительной власти, органов испол­нительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
  • средства, полученные в результате применения мер граждан­ско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полу­ченные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям, и иные суммы прину­дительного изъятия;
  • доходы в виде финансовой помощи и бюджетный ссуд, полу­ченных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
  • иные неналоговые доходы.

Особое место в системе неналоговых доходов бюджетов занимают доходы от использования и продажи имущества, находящегося в го­сударственной и муниципальной собственности.

В последнее время Правительство РФ все чаще обращается к во­просам государственной и муниципальной собственности в связи с формированием доходов бюджетов различных уровней и изысканием источников сокращения внешнего долга. Важно определить, что должно остаться в собственности государства, как работать с этими объектами, а также выделить самые привлека­тельные для инвесторов объекты и оценивать их по ценам мирового рынка.

В доходах от использования имущества, находящегося в государ­ственной или муниципальной собственности, на первом месте стоят средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное пользование.

Особое место в системе отношений пользования в мировой прак­тике занимает концессия. Концессия (от лат. concessio — разрешение, уступка) — договор на сдачу в эксплуатацию на определенных услови­ях недр и участков земли, предприятий и других хозяйственных объ­ектов, принадлежащих государству или муниципалитетам. В этом слу­чае государство (муниципалитет) не теряет право собственности на объект аренды; концессионер выступает лишь как арендатор.

В ряду неналоговых доходов бюджетов особое место занимают доходы, связанные с обращением бюджетных средств в различных сегментах финансового рынка:

  • средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
  • средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог или в доверительное управление;
  • средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи иму­щества и другого обеспечения, переданного получателями бюджет­ных кредитов и ссуд, и государственных или муниципальных гаран­тий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств;
  • плата за пользование бюджетными средствами, предоставлен­ными другим бюджетам, иностранным государствам или юридиче­ским лицам на возвратной и платной основах;
  • доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям;
  • часть прибыли государственных и муниципальный унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязатель­ных платежей.

В системе неналоговых доходов прописаны также финансовая по­мощь, безвозмездные перечисления, штрафы и иные суммы принуди­тельного изъятия.

Под финансовой помощью от бюджетов другого уровня бюджетной системы понимаются поступления в форме дотаций, субвенций и суб­сидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств.

Дотации — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной ос­новах для покрытия текущих расходов.

Субвенции — бюджетные сред­ства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной осно­вах на осуществление определенных целевых расходов.

Субси­дии — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

К безвозмездным перечислениям относятся: а) безвозмездные пе­речисления от физических и юридических лиц, международных орга­низаций и правительств иностранных государств; б) безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.

Под взаимными расчетами по­нимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ, связанные с изменениями в нало­говом и бюджетном законодательстве, передачей полномочий по фи­нансированию расходов или передачей доходов, произошедшими по­сле утверждения закона (решения) о бюджете и не учтенными им.

Штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту на­хождения органа или должностного лица, принявшего решение о на­ложении штрафа, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудитель­ном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством РФ по решениям судов.

По порядку и условиям зачисления в составе доходов бюджетов выделяют собственные и регулирующие доходы бюджетов.

Собственные доходы бюджетов — виды доходов, закрепленные за­конодательством РФ на постоянной, основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. К собственным доходам бюджетов относятся: а) налоговые доходы, закрепленные законодательством РФ за соответствующими бюджетами и бюджетами государственных внебюджетных фондов; б) неналоговые доходы; в) иные неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления. Финансовая помощь не является собственным дохо­дом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюд­жетного фонда.

К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные и ре­гиональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долго­временной основе (не менее чем на 3 года).

Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

 

Искать на сайте

Забавное фото

01_pinguins.jpeg
Яндекс.Метрика